Как мы делали чат-бота по импортозамещению, и как влияет копирайтер на подбор решений?
Всем привет! Мы команда Cloud Networks в лице маркетолога Кати, пресейла Жени и контент-менеджера Саши.
Наша компания занимается интеграцией решений в области информационной безопасности и ИТ, и в конце февраля мы столкнулись с ограничениями в работе наших приоритетных решений на территории РФ.
Большинство зарубежных вендоров приостановили свою деятельность, и ряд ИБ-продуктов стал недоступен. Бизнесу, и в особенности его безопасности, это нанесло серьезный удар.
Последние три года в рамках работы с крупными государственными клиентами мы все чаще встречали запросы на импортозамещение. Из-за поддержки № 44-ФЗ подбор отечественных альтернатив для нас так и не стал проблемой. Однако встала задача по расширению пула российских решений с их плюсами и минусами и доступному донесению информации клиентам.
И дальше расскажем, как совместными усилиями создали чат-бот по импортозамещению, которым в первый день воспользовались 40 человек (без каких-либо рекламных вложений).
Почему всё начинается с пресейл-инженера?
После событий 24 февраля многие потеряли доступ к некоторым облачным сервисам и программному обеспечению с подписками. Многие импортные решения перестали получать обновления, ставя кибербезопасность предприятий под угрозу.
К нам посыпался шквал запросов от клиентов: на что мы можем заменить те или иные решения?
Уже имея базу отечественных аналогов, мы стали отвечать на повторяющиеся запросы. После пятого однотипного разговора пришла идея создания удобного источника информации о решениях по импортозамещению.
Огромный всплеск активности в Telegram навел нас на мысль, что именно чат-бот позволит аудитории в простом формате находить нужные аналоги зарубежных ИБ и ИТ-продуктов. Но сначала нужно создать костяк, на который бот будет опираться.
И вот наш пресейл-инженер вызвался собрать все варианты решений в одном файле (спасибо, что ты осталась с нами, милая сердцу экселька).
«Я захватил побольше печенек, кофе, закрылся в кабинете и занялся безумным сёрфингом. Искал источники информации, решения по импортозамещению, просто российские крутые ИБ-продукты.
Основой для таблицы, конечно же, послужил наш опыт работы с российскими вендорами и дистрибьюторами. И только потом на этот костяк наслаивались новые решения. Я также сопоставил данные из разных источников (не везде информация была корректна и актуальна) и свел всё в единой таблице.
Возникали и сложности. Во-первых, я обнаружил, что на нашем рынке нет отечественных NGFW в привычном формате, а только UTM-решения, если честно об этом вообще захотелось написать отдельную статью, и мы это сделаем, но чуть позже. Зато я нашел действительно интересные и качественные российские решения, которые мне удалось опробовать в тесте и даже внедрить. В ходе ресерча нашлись даже такие продукты, аналоги которым заграничные никогда не искали (например, программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения безопасности низкоскоростных каналов связи).
В итоге на проработку таблицы я потратил около 12 часов».
Так, а при чем тут контент-менеджер?
Женя подготовил техническую часть таблицы, проресерчил отечественные решения, разделил продукты на категории, но таблицу нужно еще отредактировать, дополнить и привести в должный вид. И тут вступаю я.
Меня зовут Саша, я контент-менеджер Cloud Networks. Прежде, чем быть опубликованными, все статьи и материалы проходят проверку у меня.
Этапов проверки несколько:
- поверхностный просмотр,
- корректура и проверка названий,
- редактирование,
- вычитка.
С таблицей задача стояла более основательная, и простой редактурой тут обойтись нельзя. Во-первых, необходимо было проверить правильность написания продукта и удалить ошибки. Во-вторых, расширить собранную таблицу и улучшить внешний вид.
В ходе работы над таблицей были добавлены:
иностранные продукты и вендоры,
названия отечественных и зарубежных решений ИТ и ИБ,
- новые продукты, которые случайно пропустил Женя.
Заключительный этап включал само оформление таблицы. Она должна быть удобной и понятной в использовании. Поэтому в файл Excel (работать с которым умеют практически все) я добавила фильтры, элементы бренда, а также контактные данные компании.
Как таблица выглядела с самого начала:
И как стала выглядеть после доработок:
После редактуры таблица выросла почти в полтора раза. А для поиска был добавлен фильтр, позволяющий быстро посмотреть отечественные аналоги самых популярных решений.
Теперь можно было приступить к разработке чат-бота.
Как один маркетолог с чат-ботом справлялся?
Тут уже вступаю я, маркетолог Катя. Так как все равно большинство общения происходит в телеграмчике, логично было бы запилить бота и мучать вопросами об импортозамещении его.
Каждого, кто решил создать чат-бота в телеграме, приветствует Bot Father. С отцом ботов у нас состоялась увлекательная переписка, где я накидывала варианты юзернеймов, а в ответ получала лишь «Sorry, this username is already taken. Please try something different».
В конце концов мы с ним сошлись на t.me/importsubstitution_CN_bot
Импортозамещение, Cloud Networks и бот. Больше нам ничего не надо.
Программировать я не умею, а отвлекать инженеров от их работы – последнее дело. Поэтому я начала выбирать платформу для создания чат-ботов. Посоветовавшись с коллегами-маркетологами, я «пощупала» несколько интерфейсов и выбрала для себя самый удобный, Bot Help.
Теперь новая задача: как уместить таблицу из 170 строк и 13 столбцов в одно сообщение и 10 кнопок? Ну хорошо, 9 кнопок, ведь последнюю я оставлю под значение «Другое».
Отметив девять самых популярных вендоров, я отсеяла по 10 решений каждого вендора (или меньше). И получила вот такого монстра:
Бот предлагает на выбор вендора, а по ним уже решение:
На основе выбора пользователя, бот выдает решения по импортозамещению:
Далее он предлагает:
оставить заявку на просчет,
- отказаться,
- получить таблицу,
- начать сначала,
- связаться со специалистом.
По кнопке «Оставить заявку» пользователь заполняет форму, лиды уходят на мою почту и попадают в таблицу для сейла.
Есть еще функция «Скачать таблицу». При клике на кнопку пользователь попадает на наш сайт и форму загрузки таблицы. Да-да, лиды наше все!
Все итоговые кнопки ведут на «Начать сначала», ведь хочется потыкать на кнопки и подобрать замену нескольких решений.
Добавление кнопки «Не нашел подходящего решения» обязательно, ведь в бот не поместится вся таблица и уж тем более бесценные знания наших инженеров. Поэтому я вписала возможность связаться с экспертом напрямую и подобрать решение в переписке. Точно такой же вариант мы предлагаем тем, кто изначально нажал на «Другое».
Когда клиент обращается за помощью, чат с ним открывается у Жени. Он со своей стороны видит переписку так:
В формате чата специалист Cloud Networks может общаться с клиентов из браузера. Однако есть минусы – нет мобильного приложения, а пользователи не всегда готовы поболтать.
Что же по итогу?
Когда мы выкатили бота, то очень быстро получили отзывы от клиентов, коллег и партнеров. Что нам сказали:
«Как нам стало удобно!»
«А почему нет нашего решения?»
«Бот действительно удобный, а информация в таблице представлена более полная, нежели у других аналитиков».
Благодаря обратной связи мы чаще добавили кнопку «Сначала» (по секрету, не все поняли ее смысл). Отметили, что присутствуют не все вендоры. В первой версии не было таблицы, так что ее мы тоже добавили. Не было понятно, что общаешься уже с реальным инженером, а не ботом.
По итогу наша команда потратила:
3 рабочих дня на создание таблицы,
6 часов на создание бота,
- 990 рублей за сервис.
За 10 дней почти без пиара и за счет сарафанного радио у бота появилось 250 подписчиков, 55 из которых скачали таблицу. Для какого-то другого бизнеса это может показаться несущественными показателями, но для нашего – это отличный результат.
Бот умер?