Исследование: cтартапы в США проигрывают корпорациям в борьбе за рынок и потенциальных работников
Выдержки из отчетов бюро статистики США, исследовательского центра Brookings и прочих.
Рынок стартапов в США переживает спад. Доля молодых компаний снизилась до 8% от общего числа фирм, а выпускники вузов больше не стремятся заниматься предпринимательством. Ситуацию усугубляют рост корпораций и монополизация экономики — порог входа на рынок для стартапов растет, а максимально возможная доля рынка падает.
На проблему обратили внимание эксперты: исследовательское бюро Brookings в июне опубликовало подробный отчет, посвященный спаду рынка стартапов. Также тренд прослеживается в данных, полученных федеральными бюро статистики США.
По словам исследователей, стартапы — ведущий драйвер американской экономики. Молодые компании создают новые рабочие места и способствуют развитию инноваций. Снижение числа стартапов и, как следствие, рыночной конкуренции может затормозить экономический рост США, утверждает Brookings.
Опасения также выразили исследователи из Массачусетского технологического института: по их словам, рост рыночной силы крупных компаний приводит к падению доли прибыли, достающейся работникам. Как следствие, снижается уровень жизни обычных граждан.
Текущая ситуация на рынке стартапов
Доля молодых компаний в США упала ниже десяти процентов
Доля молодых компаний на рынке США стабильно снижается: сейчас стартапов всего 8% от общего числа фирм. Наибольшим изменениям за последнее десятилетие была подвержена сфера ритейла, где процент молодых компаний снизился вдвое. Соизмеримые падения произошли в финансовом секторе и в сфере производства.
Доля людей, работающих на молодые или небольшие компании, снижается
Всего 5% американцев работает в компаниях, которым меньше двух лет, — с 1995 года по 2015 процент людей, занятых в молодых компаниях, упал почти вдвое. Также сократилась доля людей, занятых в организациях со штатом менее 50 сотрудников, говорится в отчете бюро трудовой статистики США.
При этом в разы увеличилось число людей, занятых в ИТ-корпорациях. Например, за последние десять лет число сотрудников Amazon выросло более, чем в 30 раз.
Помимо этого за последние 20 лет почти вдвое снизилась доля предпринимателей с высшим образованием. Отчет Brookings объясняет падение ростом зарплат в корпорациях и непривлекательностью предпринимательства в условиях олигополии.
Причины снижения числа стартапов и падения их привлекательности для работников
Зарплаты в ИТ-гигантах
Зарплаты разработчиков в компаниях-лидерах ИТ-индустрии сейчас составляют в среднем $100 тысяч в год. Помимо этого ИТ-корпорации часто предоставляют сотрудникам жилье, питание и прочие льготы. Например, Google компенсирует сотрудникам до 50% их взносов в пенсионный фонд и дает возможность взять до трех месяцев неоплачиваемого отпуска.
В молодых компаниях оплата труда в среднем ниже, к тому же высоки и риски трудоустройства — до 75% стартапов с венчурным финансированием становятся банкротами. Как следствие, привлекательность работы в них значительно снижается.
Замонополизированность экономики
Рынок США сейчас отличается низкой конкурентностью и высокой концентрацией ресурсов у крупных компаний. Так, с 1997 по 2012 год доля прибыли четырех крупнейших компаний от общей прибыли в каждом секторе выросла примерно на треть. В результате порог входа на рынок для стартапов повышается, а максимально возможная доля рынка падает.
Монополизация особенно заметна в областях c высоким эффектом масштаба (снижение стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов ее производства — vc.ru), пишет Brookings. Высокие постоянные издержки на поддержание инфраструктуры и привлечение технологических экспертов распределяются на большое число пользователей, что позволяет крупным компаниям продолжать захватывать рынок.
Также технологические корпорации повышают лояльность пользователей, предоставляя комплексные решения по сниженным ценам. Наиболее известный пример такого решения — подписка Amazon Prime, включающая в себя бесплатную доставку товаров, скачивание книг и музыки c сервисов Amazon и другие услуги. Весной 2017 года «Яндекс» запустил локальный аналог — сервис «Яндекс.Плюс», предоставляющий бонусы на платные сервисы компании.
Бюрократия и налоги
Среднее время от подачи заявки до формирования бизнеса занимает около полугода. Это связано как с бюрократией, так и с высокими издержками на открытие новой компании, утверждает исследовательское бюро Brookings.
Отпугивает предпринимателей и налоговая политика государства. C 2000 по 2015 год правительство США предоставило бизнесу $68 млрд в налоговых льготах и субсидиях, две трети от которых ушли крупным компаниям.
Льготы в основном предоставляются корпорациям, так как они создают больше рабочих мест. В результате налоговое бремя непропорционально ложится на стартапы, что дополнительно усложняет ведение бизнеса.
Перспективы рынка стартапов
Последние годы для стартапов ознаменовались активными корпоративными поглощениями, пишет TechCrunch. Тренд продолжает расти: по данным Crunchbase, только за первые два квартала 2018 года компании потратили $20 млрд на поглощения. Это около 80% от всей суммы, потраченной на сделки M&A за прошлый год.
Поглощения молодых компаний позволяют ИТ-гигантам удерживать рыночную долю: Facebook (включая поглощенные WhatsApp и Instagram) отвечает за 77% мобильного трафика в социальных сетях. При этом Instagram уже почти догнал Facebook по времени, которое пользователи проводят в приложении. По мнению журналистов Recode, если стагнация Facebook продолжится, компании придется рассчитывать на рост аудитории фотосервиса.
ИТ-корпорации становятся монополистами на инновации и пользователей, развивая собственные продукты и поглощая перспективные стартапы. Игровое поле скошено, утверждает издание Quartz, и без должного регулирования игра продолжит идти в одни ворота — а с падением конкуренции снизятся и инновации.