Доходимость курсов Otus
Доходимость до конца курса, или, другими словами, COR (Completion Rate) — это одна из ключевых метрик в онлайн-образовании. COR показывает, какой процент студентов дошел до финала обучения. Проанализировав результат разных онлайн-школ, можно сделать вывод, что единого понимания о «хорошей» или «плохой» доходимости нет, каждая школа устанавливает свою метрику COR:
- % студентов от общего количества, которые посетили все вебинары или выполняли домашние задания;
- % студентов, которые защитили итоговый проект;
- % студентов, которые достигли своих целей обучения и тд.
В среднем, процент доходимости в онлайн-школах варьируется от 5 до 15 % .
Поэтому мы решили спросить у наших студентов и преподавателей, а что для них показатель доходимости, какой уровень доходимости считать оптимальным и как можно повысить доходимость.
Было проведено анкетирование преподавателей и студентов OTUS (с 20.12.2021 по 25.01.2022 принимались ответы), в опросе приняло участие 130 человек.
Мы задали преподавателям и студентам вопрос: Что для вас является показателем доходимости? И получили следующие результаты:
Показатель доходимости для студентов и преподавателей OTUS:
Другие варианты ответов:
- % довольных студентов (достигли своих целей или поняли в конце, что достигли другого, не менее важного)
- У студентов, которые пришли "за свой счёт" - есть свои цели, совершенно необязательно, что они "про науку", - студент может устроиться на желанную работу и прекратить обучение. Доходимость: 100%. Или может сделать все дз и проект,но не устроиться. Доходимость: 0%. Если студент пришёл от работодателя, то не обязательно у самого учащегося есть какие-то цели. Доходимость - решает работодатель, спрашивать надо у него.
- % трудоустроившихся студентов
- % студентов от общего кол-ва, которые выполнили всю домашку и защитили проект
- % студентов от курса, которые просмотрели/посетили 70-100% занятий и выполнили все ДЗ
- 70 % ДЗ или курсовой проект
Даже было предложение считать процент студентов не от общего числа оплативших, а реально начавших: то есть не сдавших ни одного домашнего задания или прослушавших меньше 1-2 вебинаров не учитывать.
Большая часть опрошенных считают оптимальным уровнем доходимости 61-80 процентов от общего кол-ва группы.
Другие варианты ответов (сохранена пунктуация и орфография респондента):
- нет "оптимального" уровня доходимости. Есть: цели достигнуты или нет. Если к целям появилось лишь продвижение,то это процесс,он не закончен. Итого: 100% доходимость лично для себя считаю корректной. При этом 100% - это способность объяснить материал другому человеку доступным и понятным языком.
- достигли своих целей на 100%.
- уверенность и демонстрация полученных знаний
- Самосовершенствования и процесс этот достаточно уникален, чтобы оставить все попытки выстроить какие либо закономерности его развития, судьбы уникальны.
- 90% от всей группы
- когда проходят курс до конца, не бросают на середине или даже раньше
- посещение 2/3 лекций и 100% выполнение домашних заданий.
- когда после урока студент может про себя проговорить всё что изучил или изложить другу. Или когда у вас появилась задача на работе, и человек сразу понимает как её решить или где искать документацию для решения проблемы.
Что может повысить доходимость?
На этот вопрос мы получили 99 ответов, которые разбили на 5 направлений:
- Работа с программой курса и материалами
- Работа с входным тестированием, целевой аудиторией
- Геймификация студентов
- Работа с командой курса
- Работа с целями и мотивацией студентов
Подробнее об ответах:
Работа с программой курса и материалами, варианты ответов:
- разработка методических рекомендаций по домашним заданиям
- добавление больше практических заданий и примеров
- список тем для проектной работы
- разделение курса на более мелкие курсы, упрощение, возможность студенту выбирать собственный темп
- промежуточные сборы обратной связи, интересные ДЗ
- предоставление информации, которую нужно изучить, перед занятием. Т.е. мастриды по следующей теме оглашать, когда закончили предыдущую
- материалы лекций и семинаров в текстовом и видео формате
Работа с входным тестированием, целевой аудиторией:
- описание целевой аудитории, для которой предназначен курс, четкие требования к имеющимся знаниям слушателя для успешного усвоения материала. Люди из описания курса должны понимать, когда они еще не готовы для него.
- обновление входного тестирования и описание с примерами, что нужно уже знать, чтобы студент мог реально оценить свои знания до того, как поступил на курс
Геймификация:
- скидка на следующий курс при успешном завершении курса
- компенсация затрат на курс после его успешной сдачи
- поощрение за успешное прохождение курса в виде скидки или каких-то ещё вещей
- возможность видеть промежуточный результат или личный прогресс
- фиксация прогресса по ходу курса
Работа с командой курса:
- увлекательные лекции, которые захочется презентовать и обсудить
- лучшие преподаватели и подача материала
- увлеченный преподаватель, которого интересно слушать
- крутой лектор + система менторства на курсе
- правильное преподавание и программа курсов
- более активное обсуждение изученного материала
Работа с целями и мотивацией студентов:
- индивидуальная работа и проактивное кураторство
- напоминание студентам о сдачи домашних заданий
- более активная работа комьюнити-менеджеров со студентами (оповещение о каких-нибудь мелких событий, для того чтобы студент не вылетал из процесса обучения)
- кураторство, гибкость плана обучения в зависимости от целей/пожеланий большинства студентов
- выявление отстающих студентов, и активная работа с ними
- внимательность к целям учащихся, с учетом того, что за время курса цель может скорректироваться или поменяться. Возможно поддержка в определении целей, т.к. многие, наверняка, не совсем конкретно определяют свои цели
- обратная связь и группа студентов, которые будут помогать отстающим
- правильно сформулированная цель
Вывод
В качестве критерия доходимости для компании оптимально использовать показатель достижения личных целей. Это показал и опрос студентов OTUS, и анализ исследований доходимости. Важно узнавать о целях студентов несколько раз в процессе обучения. К примеру, до обучения студент может поставить себе цель - трудоустройство, а в процессе обучения найти работу и поставить новую цель - научиться решать определенную задачу, необходимую для рабочего проекта. Не менее значимым будет и сопровождение обучающихся во время обучения не только по вопросам курса, но и по их личным целям. Постоянный контакт с обучающимся очень сильно влияет на доходимость. Положительно на показатель доходимости также может повлиять помощь в начале обучения, коммуникативная среда с другими обучающимся, регулярная обратная связь по поводу домашнего задания, напоминания, стабильное расписание, сокращение длительности и количества студентов в группе.
Кажется, что в целом вы повторили исследование, которое чуть раньше было у ребят из ВШЭ и других школ. Тогда вывод получился примерно таким же:
Метрику transformation rate / success rate (показывает, достиг ли выпускник цели обучения) отметили все рабочие группы. Также эксперты включили в список критериев рентабельность образования (как быстро студент окупит курс). Добавили и рост зарплаты в динамике. Замерять его предложили раз в полгода. Безопасное пространство на курсе и поддерживающую среду выделили в отдельные метрики.
В целом, хорошо, что основные игроки рынка EdTech приходят к пониманию реальных потребностей студентов и и делают обучение проблемно-ориентированным.