Банк Тинькофф: как завладеть деньгами пользователя, дав ему ложные реквизиты
Предупрежу заранее, что данная статья - не инструкция для начинающих мошенников (надеюсь, не из этих побуждений вы ее открыли). Скорее это иллюстрация методов работы банка Тинькофф со своими клиентами, с которой, к несчастью, мне пришлось столкнуться.
Я являюсь клиентом банка более 8 лет. За это время я активно использовал дебетовые и кредитные продукты, страхование, инвестиции, обслуживание бизнеса, кредитование. Не всегда лучшие условия на рынке банк компенсировал удобством использования единой инфраструктуры и клиентоориентированностью.
В марте 2022 я столкнулся с начислением технического овердрафта на свой счёт. По мнению банка, если результатом конвертации валют для клиента стала прибыль, а не убыток - это злостное нарушение Гражданского Кодекса. За которое следует без суда в одностороннем порядке списывать все имеющиеся средства а также начислять технический овердрафт, загоняя клиента в долги.
Я бы не хотел углубляться в демагогию, задавая риторический вопрос: "Считается ли продажа доллара населению по 190 при курсе ЦБ 120 неосновательным обогащением?"
Также я не хотел бы задаваться вопросами, как рядовой пользователь должен определить, что в алгоритмах расчёта курса валют системно значимого банка допущена ошибка. И должен ли я каждый раз перед обменом валюты брать письменную выписку из банка, что в настоящий момент их алгоритм в норме и моя операция не повлечёт за собой фатальные последствия для экономики моей Родины (не хотелось бы стать причиной дестабилизации курса рубля).
Однако, без этой предыстории не имело бы смысла переходить к основной части статьи.
Итак, краткий подытог: на моем счету технический овердрафт, на данный момент я не принял решение по дальнейшим шагам в споре с банком, но на следующий день у меня расчетный период по двум кредитам.
Обычно в день платежа по кредитам сумма платежа автоматически списывается с дебетового счета, но в данной ситуации из-за овердрафта данное списание может быть затруднительно. Заблаговременно я звоню в банк, и прошу подсказать мне способ оплаты кредитов, минуя дебетовый счет, сразу на кредитные счета. В ответ на мою просьбу сотрудник подтверждает, что такая возможность действительно есть и обещает направить мне инструкцию по пополнению в чате банка.
Получив такой исчерпывающий ответ, на следующий день я совершил платежи по данным реквизитам и с рекомендованными назначениями платежа. Далее, чтобы убедиться в успешном пополнении, я задал уточняющие вопросы в чате, на что получил однозначный ответ.
Поняв, что данный вопрос решён, я расслабился и только вечером обратил внимание на требование внести платёж при входе в приложение банка.
Т.к. совокупная сумма по кредитам немалая, а по одному из них есть залоговое обеспечение, я предпочёл еще раз на всякий случай уточнить в чате, всё ли в порядке.
В сухом остатке, банк намеренно ввёл меня в заблуждение, дав реквизиты якобы для пополнения кредитного счёта, далее подтвердил, что средства поступили на верный счет и их объема хватает для оплаты ежемесячного платежа, и в последний момент назвал всё произошедшее ошибкой, предложил погасить овердрафт для получения возможности погасить кредит.
Браво, Тинькофф Банк!
UPD 23.04.22 Банк запросил дополнительное время на изучение ситуации и изменил срок подготовки ответа с 22 на 26 апреля. В то же время уже сегодня (23 апреля) со стороны банка поступают звонки с требованием оплатить "просроченный" платеж по кредиту не позднее 21:00 сегодняшнего дня.