Как отстоять свои цели в жестких переговорах
«Я так устал оправдываться и объяснять своим заказчикам, почему мой продукт столько стоит! Каждый раз, когда я иду обсуждать цену, я знаю, что сейчас на меня выльют ведро … негатива, будут придираться к мелочам и требовать, требовать скидки…». Это нам сказал наш клиент – генеральный директор архитектурного бюро. Он встречается с клиентами, если речь идет об очень крупных проектах. Он умный и сильный, но вот этот постоянный переговорный «жесткач» подрывает его веру в себя и свой продукт.
Мало кто может спокойно переносить, когда на него давят и демонстрируют недоверие. Кажется, что нужно обладать какой-то суперсилой, чтобы выдерживать это и выигрывать такие переговоры.
Однако весь секрет вот в чем: вам надо знать, что происходит, и совсем немного терпения.
Сейчас расскажу, что происходит в жестких переговорах и что вам делать.
Переговорные сценарии
Основой любых неприятных жестких переговоров являются «переговорные сценарии».
Цель сценария – «отвлечь» собеседника от его целей, вызвать эмоцию и заставить принять решение под влиянием этих эмоций.
Мы насчитали 15 таких сценариев.
Расскажем о пяти самых популярных.
1. ВДОВЫ И СИРОТЫ
Это «мягкий» жесткий сценарий. Ваш собеседник начинает жаловаться на жизнь, просит войти в его положение и уступить ему.
Например:
У нас сейчас очень сложные времена в компании, кризис, денег нет. Дайте, пожалуйста, скидку.
2. КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ
В этом сценарии в переговоры вводится еще один персонаж. Он как правило невидим и очень страшен. Ваш собеседник показывает вам, что это не он сам требует таких условий, а ДРУГОЙ ЗЛОЙ человек.
Например:
Я бы согласился и на 10 дней, но МОЙ РУКОВОДИТЕЛЬ настаивает на том, что это должно быть сделано за 5. Он очень не любит ждать.
Все попытки связаться с «Кащеем» бесполезны – вам не дадут с ним поговорить.
3. СЪЕСТЬ ПО КУСОЧКУ
Это – коварный сценарий, на который попадаются даже опытные переговорщики. Его суть заключается в том, что вам не выдвигают все условия сразу, а «забирают» понемногу в каждых новых переговорах.
Например:
Переговоры № 1.
- Скиньте нам хотя бы 5%
- Хорошо, 5% я могу уступить
Переговоры № 2.
- Мы еще чуть-чуть не вписываемся в бюджет. Можете «подвинуться» еще на 2%?
- Да, на 2%., думаю сможет
Переговоры № 3
- Спасибо, что идете нам навстречу. Мы не сможет оплатить всю сумму целиком сразу. Можно 50 на 50? …
В общем, Вы поняли: каждый раз от Вас требуют небольшие уступки, который в сумме могут сделать всю сделку невыгодной.
4. УЛЬТИМАТУМ
Самые тяжелый сценарий . Он запускается тогда, когда вы обговорили с собеседником все детали и уже считаете, что сделка у вас в кармане. В этот момент вам выдвигают последнее условие и грозят разрывом договоренностей:
Например:
Если сейчас Вы не скинете еще 10%, я пойду покупать в другое место.
5. ЗОЛОТЫЕ ГОРЫ
Любимый сценарий крупных компаний.
Вам обещают дальнейшее сотрудничество, выгодные условия и большие заказы, если сейчас вы пойдете на уступки. При этом уступки требуют совершенно конкретные, а обещания – очень расплывчатые.
Например:
Сделайте это до конца недели. Вы же знаете, мы крупная компания и сможем обеспечить вас заказами на год.
Что делать, когда вы видите переговорный сценарий?
ВО-ПЕРВЫХ, порадуйтесь!
Сценарий – это хорошо!
Он запускается только тогда, когда вы нужны вашему собеседнику.
Если бы вы были не нужны – он бы не тратил на вас свое время и переговорное мастерство. Чем жестче сценарий, тем больше нужда.
ВО-ВТОРЫХ, помните, что сценарий не направлен лично на вас. Это – всего лишь инструмент для достижений целей собеседника. Не поддавайтесь эмоциям, повторите себе «Это – сценарий».
В-ТРЕТЬИХ, не отвечайте на сценарий:
- Не запускайте новый сценарий в ответ
- Не идите на уступки
- Не оправдывайтесь
- Не втягивайтесь в обсуждение того, что не имеет прямого отношения к предмету переговоров
В-ЧЕТВЕРТЫХ, стойте на своем!
Что бы ни говорил Ваш собеседник, как бы сценарий ни использовал – держите свою цель (свои условия, свои цены).
Как стоять на своем?
ЗАПОМНИТЕ: что бы ни говорил Вам собеседник, какой бы сценарий ни использовал – держите свое первоначальное условие 3 раза.
По нашим наблюдениям, совсем немного людей способны спокойно, не отступая и не втягиваясь в эмоции, 3 раза повторить то, что они хотят. Как правило, мы начинаем уступать уже после первого «выпада» нашего собеседника, а после жалеем о том, что уступили.
Для того, чтобы удержать свои условия, используйте схему принципиальных переговоров:
ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБЕСЕДНИКУ + УСЛОВИЕ
Например:
Мне нравится работать с Вами, и я хочу продолжить наше сотрудничество, но сейчас мой продукт стоит 100 тыс.
И так три раза :-)).
В теории звучит очень просто, на практике, в условиях жестких сценариев – сложно. В какой-то момент вам:
- Станет страшно потерять собеседника
- Захочется оправдаться
- Захочется обвинить в ответ в на обвинение
- …и даже захочется прервать переговоры
Не делайте этого! Держитесь!
Хотим предупредить, что после того, как вы откажитесь идти на уступки в первый раз, сила давления на вас возрастет – количество сценариев увеличиться. Не бойтесь, это значит, что вы все сделали правильно.
Если будете вежливы и настойчивы, Вы увидите, как заканчиваются сценарии и появляется возможность договориться.
Если хотите потренировать навык отстаивания своей позиции в таких сценарных переговорах – приходите к нам на онлайн-тренинг «Переговоры о цене и условиях» .
Посмотреть программу и записаться можно по ссылке ниже. Начало 17 мая.