Плюсы удаленной работы. Почему сотрудничество c IT-специалистами лучше строить именно удаленно, и как их контролировать

2020 год и период изоляции ускорили и без того заметный тренд перехода некоторых категорий специалистов на удаленную работу. Карантинные ограничения буквально заставили многие компании попробовать работу из дома. Для большинства предприятий такой опыт стал первым и очень сложным. Руководители столкнулись с проблемами коммуникации с сотрудниками, сложностями планирования и контроля, падения эффективности и другими последствиями перехода на удаленку.

Но были и компании, которые коронавирусные ограничения даже не почувствовали. Особенно это касается IT-сектора, который и без самоизоляции, в достаточно большой доле работает удаленно. В IT совершенно нормальна ситуация, в которой все участники одной команды работают в разных странах. При этом, уровень результативности и качество коммуникации от этого не страдает.

Плюсы удаленной работы. Почему сотрудничество c IT-специалистами лучше строить именно удаленно, и как их контролировать

Интересно, что бизнес, который может работать как в офисе, так и удаленно, часто выбирает второй вариант. По данным BCG, подтвержденным некоторыми мировыми агентствами, более 80% русскоязычных IT-специалистов либо работают, либо согласны работать удаленно даже на компанию без представительства в стране. Глобальная статистика лишь немного ниже: по разным оценкам 75-78% IT-специалистов либо уже работают, либо легко согласятся на удаленную работу в компании, вне зависимости от ее юрисдикции.

Еще более интересную статистику приводит агентство Owl Labs. По их данным, на конец 2021 года 16% компаний мира работают полностью удаленно без наличия офиса в привычном понимании этого слова. То же агентство утверждает, что 44% мировых компаний имеют как минимум одного удаленного сотрудника. И это данные по всем компаниям, не только по IT. В секторе информационных технологий этот процент еще выше.

Все эти цифры показывают, что модель удаленной работы полностью или частично принимает очень большое количество компаний. И у них есть на это свои аргументы. В этой статье мы бы хотели их озвучить на правах одной из компаний с большим количеством удаленных сотрудников.

Преимущества работы компании в удаленном режиме

Причина 1. Экономия затрат на оборудование офиса

Первая причина самая очевидная. Большой офис и оборудование рабочих мест сотрудников стоит очень дорого. Включая как прямые затраты: аренда, оборудование, коммунальные услуги, так и косвенные: обеспечение охраны, противопожарной безопасности, мелкие ремонты, обслуживающий персонал и т.д.

Да, во многих IT-компаниях есть практика компенсации оборудования рабочего места дома, обучения и покупки программного обеспечения. Часто эти компенсации полностью покрывают затраты работника. Но эти расходы даже близко не сопоставимы с содержанием классического офиса.

Причина 2. Экономия времени сотрудников (и денег компании)

И эта причина очень актуальна для IT. Час работы высококвалифицированного сотрудника стоит очень дорого. И очень плохо, когда он тратит 2-3 часа только для того, чтобы приехать и уехать из офиса (а в больших городах это еще скромная цифра).

Аргумент о том, что компания за это время не платит не состоятелен. IT-специалиста удержать сложнее, чем любого другого. Кроме большого дефицита на рынке труда в этом сегменте не стоит забывать о культуре удаленной работы. Выбор у квалифицированного айтишника не ограничивается городом его проживания. А выбирая между двумя местами работы: с 2 часами пути на работу, и без них, при прочих равных специалист выберет второе.

Причина 3. Неограниченный рынок труда для компании

Стереть границы сотрудничества может не только сотрудник, но и компания. При модели удаленной работы у кадрового отдела предприятия выбор становится гораздо шире. Компания может рассматривать соискателей не только в своем городе или в своей стране, но буквально во всем русскоязычном интернете (или вообще во всем мире, если основной язык работы — английский).

При таком увеличении выбора предприятие может выбрать специалистов лучшей квалификации (из доступных), при лучших условиях оплаты. В условиях большой конкуренции между соискателями исключена ситуация, при которой компания сильно переплатит при найме.

Преимущество 4. Отсутствие проблем с контролирующими органами

Этот пункт можно было бы отнести к первому (затраты на содержание офиса). Но речь не только о затратах. Любой, кто имел дело с органами противопожарной безопасности, санитарно-эпидемического контроля и других органов, понимает, что без этой бюрократии работать гораздо проще. Никаких пропусков, каталогов инструктажей по безопасности и т.д. Нет офиса — нет проблем.

Преимущество 5. Производительность работников

Многие исследования показывают, что если взять две контрольные группы работников одной классификации, то те, кто работают в специально организованном месте (офисе), в среднем, на 25% эффективнее тех, кто работает из дома.

Но у этих исследований есть одна проблема — для эксперимента берут неподготовленных людей (ради получения более релевантных данных). Никто из добровольцев не умеет работать удаленно.

На деле ситуация обратная: специалист, который как минимум 1 год работает в режиме фриланса и еще «не умер с голода» обладает очень высоким уровнем самоорганизации. Он умеет организовывать рабочее место дома, отключаться от отвлекающих факторов, планировать день и стараться быстрее решить поставленные задачи. Ведь длина его дня зависит от скорости достижения результата, а не от установленного работодателем времени.

Офисные работники наоборот быстро привыкают к восьмичасовому ограничению. А если результат их работы не привязан к KPI, этот восьмичасовой день будет становиться все менее производительным. Зачем держать высокую интенсивность, если зарплата от этого не увеличивается?

Выбирая сотрудников, которые успешно работали удаленно, компания сильно повышает вероятность попасть на ответственного специалиста с высоким уровнем самоорганизации.

Преимущество 6. Устойчивость к непреодолимым силам

Это словосочетание «непреодолимые силы» взято из нудных юридических формулировок в договорах. Но лучше и не назовешь политические, экономические, климатические, эпидемиологические факторы, которые могут помешать работе компании в офисе. Сейчас, когда все научены опытом экстренного перехода на удаленную работу в 2020, это преимущество легче наглядно показать на примере.

Предприятия, которые изначально заточены под удаленную работу, с такой проблемой не сталкиваются. У нас так и не получилось придумать ситуацию, при которой людям законодательно запретят работать дома. Но даже в этом гипотетическом мире сотрудник может пойти в любое другое место и продолжить работу.

Ок, звучит убедительно? Что делать с этой информацией, переделывать работу компании?

Не обязательно, но структуру взаимодействия с сотрудниками можно оптимизировать с использованием современных трендов управления командой. Это не только удаленная работа, но и, например, аутсорсинг.

Часть бизнес-процессов компании можно вывести за пределы платежной ведомости. На аутсорсинг часто отдают даже целые отделы (маркетинг, бухгалтерия, IT и т.д.). При таком подходе, задачи бизнеса решает сторонний подрядчик по договору предоставления услуги. Аутсорсинг имеет ряд преимуществ:

  • Во-первых, отсутствие трудовых договоров. Нет отпусков, больничных, дополнительных налогов. Есть только конкретная сумма за услугу, предоставляемую подрядчиком. Компания-аутсорсер сама должна решать, где она будет искать сотрудников, как планировать их работу, как платить и т.д. Заказчик получает только готовый результат.
  • Во-вторых, сокращение штата сотрудников. Это дает сразу несколько преимуществ, в первую очередь: отсутствие необходимости в большом офисе, оборудовании рабочих мест и покупки специализированного ПО.
  • В-третьих, перевод части задач бизнеса на удаленку. Для сотрудничества по принципу аутсорсинга актуальны все перечисленные в статье преимущества работы с удаленным специалистом. Более того, сокращается время на их контроль, планирование рабочего дня, декомпозицию задач и другие управленческие задачи. У компании-аутсорсера есть собственные топ-менеджеры, которые организуют работу команды и обеспечивают решение поставленных задач.

Второй, гибридный способ перевода части работы компании на рельсы удаленной работы — аутстаффинг. Он чем-то похож на аутсорсинг, с тем отличием, что компания-подрядчик не берет на себя всю работу над проектом под ключ, а только обеспечивает заказчика квалифицированными специалистами, которые вынесены за платежную ведомость заказчика и работают удаленно.

Схема сотрудничества выглядит следующим образом:

  • Заказчик ставит перед компанией-подрядчиком задачу. Например, ему нужна внешняя команда IT-разработки, которая будет заниматься внедрением программных продуктов на предприятии.
  • Подрядчик подбирает специалистов (или собирает команду из уже имеющихся сотрудников) для решения проблемы заказчика. Например, нужно 2 программиста, 1 консультант и 1 тестировщик. Все эти люди, де-факто, работают на заказчика и только над его задачами. А, де-юре, наняты в штат компании аутстаффера.
  • Подрядчик поддерживает работоспособность команды, проводя доукомплектации по требованию заказчика, замены и обучение новых сотрудников. Сторонняя компания также полностью обеспечивает соблюдение трудовых договоров с работниками. Заказчик платит только установленную цену услуги.

У такого подхода есть ряд преимуществ:

  • Простая масштабируемость внешней команды.
  • Простой перевод части задач на удаленную работу, более того, сотрудники выносятся за штат предприятия.
  • Наймом и внедрением специалистов в проект занимаются профессионалы в своей области. Руководителям бизнесов вне сектора IT сложно подобрать квалифицированных специалистов в IT-отдел. Компаниям-подрядчикам, которые постоянно ведут коммуникацию со специалистами в своей области, подбирать сотрудников в другие проекты проще. Во-первых, у них есть свои базы контактов, а во-вторых, им проще отличить квалифицированного специалиста среди всех соискателей.
  • Тот же тезис можно использовать и по отношению к контролю работы сотрудников. Специалист в отрасли IT точно понимает, достаточна ли загрузка сотрудников, и не преувеличивают ли они время для решения конкретных задач. То же самое можно сказать и про бухгалтерию, и про HR, и про другие отделы, которые могут быть переведены на внешнюю поддержку.

Как видите, есть как минимум 2 способа быстро перевести часть бизнес-процессов на удаленное исполнение. Конечно, очень сложно переучивать сотрудников, привыкших работать в офисе, или резко переориентировать найм на поиск удаленных специалистов сложно. Сама компания и ее топ-менеджмент должны быть готовы к такому переходу. Получится ли у них сохранить эффективность при переходе на удаленную модель работы?

И аутсорсинг, и аутстаффинг эту проблему решают, потому что компания-подрядчик выступает в роли топ-менеджера и HR-менеджера. Заказчику нужно только сформулировать правильно задачу и оплатить услугу. Такой подход выгоден бизнесу и с точки зрения эффективности основной деятельности. Компания может сконцентрироваться на основной задаче: производстве, продажах, оказании услуг, а все вспомогательные бизнес-процессы передать на удаленное исполнение внешним командам. Подрядчики сделают это и качественней, и дешевле.

Если мы вас смогли убедить, и вы хотите перевести вашу компанию (или ее часть) на какую-то из моделей удаленной работы, но не знаете, что выбрать, обратитесь к нам за бесплатной консультацией. Мы проанализируем вашу компанию и подскажем, какие бизнес-процессы можно оптимизировать, и как это сделать лучше.

11
5 комментариев

а минусов нет чтоле?

1
Ответить

отсутствие компенсаций за электроэнергию и интернет)

1
Ответить

Минусы есть всегда)
Главное заранее их сопоставить с плюсами. В данном случае, плюсы все же перевешивают.

Ответить

какие решения для контроля удаленщиков можете посоветовать? может, сами чем-то пользуетесь

Ответить

Добрый день,

Мы обычно используем сервис Trello, либо Jira для ведения проектов и отслеживания задач. Для контроля сроков производим предварительную оценку времени со специалистами и устанавливаем дедлайн, по истечению которого сотруднику начисляется пеня (если он не уложился в сроки по своей вине).

Также активно работаем с сервисами Google: Диск для ведения документации и Календарь для планирования, Почту и GMeet для общения. Дополнительно, для общения используем Skype, Telegram, Zoom.

Ответить