Soft skills: почему их важно развивать
Есть мнение, что планировать своё время и вести переговоры не так важно, как обладать конкретными профессиональными навыками. Так или это на самом деле или развивать soft skills всё-таки нужно? Поговорили об этом с психологом и специальным корреспондентом агентства «Главные события» Еленой Костюк.
Будущее уже наступило: голосовой помощник включает нам музыку, роботы доставляют обед, а беспилотное такси подвозит до дома. Технологии добрались не только до нашей повседневной жизни, но и до производственных процессов. На складах крупнейшего американского ритейлера Walmart роботы обрабатывают онлайн-заказы, а в китайском городе Тяньцзинь роботы обслуживают линии электропередач.
Согласно прогнозам аналитической компании McKinsey, в Европе к 2030 году автоматизация из вспомогательного инструмента превратится в серьёзного конкурента человеку. К этому времени 22% рабочих задач станут автоматизированными. Чтобы найти своё место в наполненном роботами мире, сотрудникам компаний придётся осваивать новые навыки.
Именно поэтому soft skills становятся всё более актуальными. В отличие от hard skills, их нельзя заменить технологиями. Soft skills нужно развивать как руководителям, так и сотрудникам, если их интересует развитие и карьерный рост.
Для начала давайте разберёмся, что такое hard skills и soft skills.
Hard skills
Hard skills («жёсткие навыки») — это профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить.
Представьте, что вы Python-разработчик. В этом случае список ваших hard skills будет выглядеть так: умение писать код, уверенное владение Python и Django, создание и проектирование серверных приложений, опыт работы с реляционными базами данных (например, PostgreSQL) и т.д.
У переводчика с китайского языка совсем другой перечень профессиональных навыков: знание языка, владение техниками перевода, осведомлённость о китайской культуре и другие.
Soft skills
Soft skills («мягкие навыки») — это приобретённые навыки, которые получают через дополнительное образование и личный опыт. Они не зависят от специфики конкретной работы и не поддаются количественному измерению, но помогают строить карьеру.
Так, например, специалист должен соблюдать рабочую этику, уметь общаться, быть ответственным и организованным. Это навыки пригодятся в любой деятельности. Среди наиболее востребованных soft skills:
- коммуникативные навыки;
- умение работать в команде;
- критическое мышление;
- тайм-менеджмент;
- лидерство;
- креативность.
Коммуникативные навыки — самый широкий блок soft skills. Сюда входят умения вести беседу, аргументировать свою позицию, выстраивать контраргументацию, задавать правильные вопросы, давать обратную связь и т.п.
Как развивать soft skills
Если с hard skills всё понятно (этим навыкам обучают в школе и университете), то с soft skills всё несколько сложнее. Это постоянная работа над собой, поиск слабых мест и стремление их развивать. Например, навыки командной работы отлично развиваются при реализации коллективных задач. А чтобы научиться коммуникации, можно записаться в дискуссионный клуб.
Для формирования любого навыка существует классическая схема: «знание — умение — навык». Чтобы приобрести навык, нужен примерно 21 день ежедневного повторения на практике. Поэтому самый оптимальный вариант — развитие навыков на специальных тренингах с посттренинговой поддержкой.
В качестве посттренинговой поддержки может выступать, например, тренировка в формате диалоговых симуляций.
Диалоговые симуляции для развития soft skills
Компания Modum Lab разработала систему для развития коммуникативных навыков руководителей и сотрудников — диалоговые симуляции Modum DS. С их помощью можно тренировать, например, навыки проведения совещаний или обратной связи.
Надев VR-очки или открыв симуляцию на компьютере, пользователь окажется в виртуальном пространстве рабочего кабинета, где будет взаимодействовать с виртуальными коллегами. Сначала ему предстоит познакомиться с принципами обратной связи или проведения совещания и попрактиковаться, используя подсказки. Затем пользователь должен пройти симуляцию самостоятельно без подсказок.
Диалоговые симуляции позволяют тренироваться регулярно и способствуют выработки необходимых навыков.
Soft skills считаются компетенциями будущего. Поэтому сейчас самое время их нарабатывать. Это не значит, что hard skills больше не нужны. Но из двух специалистов с идентичными «жёсткими навыками», скорее всего, более успешную карьеру построит тот, у кого хорошо развиты «мягкие навыки». Нужно инвестировать в себя сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.