Как внутренние сложности превратились в продукт, которым пользуются 30 тысяч SMM-специалистов и таргетологов
Самые успешные, нужные и востребованные продукты получаются, когда мы пытаемся решить реальную проблему пользователей. Так случилось и с сервисом динамических отчетов по работе в соцсетях DataFan.
Хотим поделиться своей историей – предпринимателей она может натолкнуть на идеи новых продуктов внутри своих компаний, SMM-щикам и таргетологам дать инструмент, который сэкономит десятки часов ежемесячно на отчетности и аналитике.
С чего все началось
Проблема построения аналитики и подбора инструментов для этого знакома многим. Простые бесплатные и универсальные решения часто не закрывают потребности:
- не хватает показателей, срезов и данных для принятия решений;
- нет возможности кастомизировать отчеты и построить нужные графики;
- нельзя свести данные из разных источников в единый дашборд: статистику по таргету во ВКонтакте смотрим в одних отчетах, результаты на сайте – в других;
- не получится ввести свои данные и рассчитать дополнительные показатели.
Когда мы рассматриваем большие серьезные коробочные решения для аналитики, которые частично закрывают эти проблемы, сталкиваемся с другими. Все подобные сервисы платные, и ценник чаще всего довольно высок, особенно для малого бизнеса. Как правило, заплатить нужно сразу или через 2 недели.
Сервисы позиционируются как готовые, но это не совсем так. Требуется время и трудозатраты, чтобы разобраться, настроить систему под потребности своих проектов и вообще понять, подходит ли она тебе. Сделать это получается только после того, как мы уже заплатили. И если что-то не подходит, приходится проходить весь путь заново – с другим сервисом.
С другой стороны есть простые бесплатные и уже хорошо знакомые всем инструменты. Часто закинуть данные в Excel или Google Таблицы и посчитать все на коленке бывает проще и быстрее, чем ввязываться в историю с большими коробочными системами. Поэтому разработчики и аналитики стремятся создавать свои кастомизированные решения на основе знакомых, понятные и удобных инструментов. Яркий пример – интерактивные дашборды для анализа продаж в Excel.
Такое же решение приняли мы в отделе аналитики SMMplanner. Только вместо Excel решили использовать сервис визуализации данных Google Data Studio. Потому что его инструментарий ориентирован на создание аналитических дашбордов.
Также Google Data Studio:
- позволяет создавать индивидуальные кастомизированные отчеты – с нуля или по шаблонам;
- дает большой выбор инструментов для визуализации данных;
- работает онлайн в браузере;
- поддерживает совместный доступ и разграничение прав;
- имеет элементы для создания интерактивных дашбордов, которые легко встроить в отчет и использовать;
- позволяет объединять данные из разных источников и, что было для нас особенно важно, создавать собственные коннекторы для интеграции с источниками данных.
Оценив все возможности и риски, мы решили разрабатывать свой интерактивный дашборд для анализа результатов таргетированной рекламы и SMM на базе Google Data Studio. По сути с этого отчета, собранного на коленке подручными средствами, и началась история DataFan :-)
Задачу мы решили – отчет был готов и полностью закрывал все наши потребности. На этом можно было бы остановиться, но мы подумали, что наше решение может быть интересно и полезно другим компаниям, SMM-щикам и таргетологам.
Первые гипотезы и выход на рынок
Для начала немного о том, почему мы подумали, что решение будет востребовано не только внутри SMMplanner, и пошли с этой идеей в массы:
- Рекламодателей волнуют результаты продвижения и рекламных кампаний. Они хотят точно знать, насколько оправданы расходы. Для эффективного и взаимовыгодного сотрудничества важно детально и наглядно отвечать на их вопросы, представляя цифры в понятном для клиента формате.
- Рынок развивается, и требования к специалистам растут. Подготовка качественной отчетности – это базовый гигиенический минимум, маст хэв, без которого специалист не может быть востребован на рынке.
- Тенденция к автоматизации прослеживается во всех digital-сферах. Рано или поздно автоматизация через сервисы полностью заменит ручной сбор данных. Это трудозатратная и рутинная задача, с которой машины справляются быстрее и эффективнее, и так исключаются ошибки из-за человеческого фактора.
- Оптимизация рабочего времени помогает высвободить часы, которые специалисты могут потратить на более важные стратегические задачи, чтобы приносить больше пользы своим клиентам. Это логично, потому что повышает эффективность каждого рабочего часа и отдачу от каждого вложенного рубля.
- Простая, понятная и удобная отчетность для клиентов – это конкурентное преимущество. Так специалист может демонстрировать свои навыки, удерживать текущих клиентов и привлекать новых.
Чтобы проверить свои гипотезы, мы показали тот первый отчет целевой аудитории – SMM-щикам. Собирали фокус-группы из пользователей SMMplanner, показывали им отчет и получали обратную связь: нужны ли им вообще такие отчеты, какие есть потребности и приоритеты, что подходит / не подходит в существующей версии отчета. На основе этого исследования мы сделали вывод, что целевая аудитория заинтересована в нашем продукте, спрос есть. Тогда мы решили готовиться к выходу в массы – для начала с бесплатным сервисом в режиме бета-теста.
Поскольку сама идея продукта выросла из внутренних уникальных отчетов, именно в простой и доступной кастомизации мы видели главную функцию DataFan. И именно это стало первой гипотезой и легло в основу первой версии продукта. Она представляла собой по сути коннектор для экспорта данных из рекламного кабинета и сообществ во ВКонтакте в Google Data Studio с шаблонами отчетов по таргетированной рекламе и продвижению.
Пандемия, удаленка и массовый выход в онлайн
Мы запускали проект в кризисный год. Как и для многих, пандемия стала для нас неожиданностью. Как и всем, нам было непросто. Однако то, как менялся рынок из-за этих потрясений, пошло развитию продукта скорее на пользу:
- Локдауны и ограничения направили рекламодателей в онлайн. Они искали действенные и эффективные инструменты для продвижения и продаж. Спрос на услуги специалистов вырос, и им нужно было оптимизировать рабочее время, чтобы все успеть.
- В кризис контроль расходов становится особенно важен – каждый рубль на счету. Рекламодателям было важно четко видеть, насколько эффективно расходуются бюджеты. Наглядная и понятная отчетность в такой ситуации – необходимость.
- Удаленка, и без того привычная для специалистов на фрилансе, стала новой реальностью и для всех остальных. Работая дома, очень легко потерять границы рабочего времени и начать чувствовать, что ты всегда на работе. Часто это приводит к выгоранию.
Вот 3 главных тренда того времени, из-за которых наше решение стало особенно актуальным. Нам удалось привлечь достаточное количество пользователей в бесплатную версию, чтобы все протестировать, отладить и перейти к следующему этапу.
В то же время мы продолжали развивать сервис. Изначально в самой первой версии в DataFan была возможность сделать отчеты по рекламному кабинету и сообществу во ВКонтакте, выгрузить данные в Google Data Studio и отредактировать. Со временем мы добавили возможность получить данные из Фейсбука*, Инстаграма* и Одноклассников, рекламных кабинетов Facebook Ads* и myTarget.
Первая платная версия и погружение в потребности пользователей
Мы запустили первую платную версию в конце 2020 года. В 2021 году стали глубже погружаться в потребности и боли пользователей, оптимизировать и менять сервис под актуальные задачи таргетологов и SMM-щиков. Меняли дизайн и логику интерфейса, чтобы он стал проще и понятнее. Разработали интеграцию с Яндекс.Метрикой, чтобы пользователи могли дополнить отчеты по таргетированной рекламе в Google Data Studio данными о конверсиях и поведении пользователей.
А еще выдвигали и проверяли гипотезы, собирали обратную связь. Так мы выяснили, что кастомизация – не основная функция, которая массово нужна пользователям. Возможность создавать кастомизированные отчеты – это действительно уникальный функционал, аналогов которому нет на рынке. Но она привлекает преимущественно крупные агентства.
Несмотря на то, что мы упростили и автоматизировали выгрузку данных, процесс создания уникальных отчетов с нуля для большинства пользователей оказался слишком сложен и неоправданно трудозатратен. Нужны готовые решения, которыми можно воспользоваться быстро.
Этот просчет немного затормозил наше развитие. Мы потратили время на настройку сервиса под кастомизацию, на создание коннектора между соцсетями и аналитическими платформами. Пока мы это делали, собирали обратную связь и решали, что делать дальше, прошло несколько месяцев. Но мы сделали выводы, поняли потребности пользователей и стали меняться.
Сейчас мы четко понимаем, что нам нужно создавать 2 основные группы продуктов:
- Кастомизированные решения для тех, кто хочет извлекать из данных максимум и имеет ресурсы для этого. В этом направлении мы продолжаем развивать коннекторы для Google Data Studio, Power BI и других платформ. Разрабатываем шаблоны отчетов, которые можно использовать, чтобы не строить отчет с нуля. Добавили возможность открыть любой дашборд в Google Data Studio, чтобы кастомизировать его.
- Готовые отчеты, которые можно в пару кликов создать и показать клиенту. Для этого мы постоянно разрабатываем новые шаблоны готовых отчетов. Пользователям достаточно подключить свои источники, дождаться загрузки данных – и отчет готов. Все эти дашборды используются инхаус внутри DataFan. Они интерактивны, как и шаблоны для Google Data Studio. Для презентации клиентов отчет можно скачать в нужном расширении или просто пригласить партнера в сервис и показать в интерактивном формате.
Готовые шаблоны и возможность кастомизировать любой отчет
Ну и теперь покажем, каким стал DataFan за эти 2 года.
Работа с сервисом начинается с подключения источника данных – паблика или рекламного кабинета.
Сейчас через DataFan можно получать данные из аккаунтов в Инстаграме*, Фейсбуке*, ТикТоке, ВК и Одноклассников, а также из рекламных кабинетов VK Ads, Facebook Ads*, myTarget и TikTok Ads.
Допустим, нам нужно подключить аккаунт Инстаграма* – кликаем на него и переходим к настройкам. Сервис предложит подключить аккаунт Фейсбука*, к которому привязан Инстаграм*.
Если к Фейсбуку* привязано несколько аккаунтов Инстаграма*, выбираем нужный, нажимаем «Готово» и ждем, пока DataFan соберет данные. Это может занять 2-3 минуты.
Когда данные собраны, получаем готовый отчет по шаблону DataFan, которым сразу можно пользоваться – анализировать показатели, просматривать статистику за разные периоды, выявлять лучшие посты по охвату, вовлеченности, количеству лайков и другим метрикам. А также – скачивать отчет и отдельные графики и отправлять их клиентам. Другие варианты – поделиться дашбордом по ссылке или перейти в раздел «Проекты и команда» и подключить представителя клиента к сервису.
Если шаблонный дашборд по каким-либо причинам не устраивает и нужна кастомизация, в любом отчете можно кликнуть на кнопку «Редактировать», чтобы открыть его в Google Data Studio. Вы сможете рассчитать свои кастомные показатели, построить новые графики и срезы, дополнить отчет данными из других источников – использовать все возможности GDS для создания своих уникальных дашбордов. Подробнее, как это сделать и какие есть возможности, мы рассказывали в блоге SMMplanner.
Все доступные отчеты отображаются в разделе «Панель управления», а просмотреть подключенные источники данных и добавить новые можно на одноименной вкладке. В разделе «Коннекторы» собраны инструкции по интеграции, импорту данных и созданию отчетов в доступных BI-системах: Google Data Studio, Power BI, а также для Excel и Google Таблиц. На этих же вкладках можно перейти к созданию отчета. Для GDS можно еще и выбрать подходящий шаблон из 20+ вариантов.
Как видите, основной функционал сервиса прост и интуитивно понятен – вся основная работа по сбору и обработке данных происходит внутри. Что немаловажно – через официальные API соцсетей и рекламны кабинетов. Мы серьезно относимся к безопасности пользователей и их данных и регулярно проходим проверки.
Что мы поняли за 2 года
- Построение эффективного и востребованного продукта – извилистый и сложный путь.
- Невозможно выдвигать только верные гипотезы и принимать только правильные решения – ошибки неизбежны, это естественный процесс и часть пути.
- Без провальных гипотез и неверных шагов мы могли бы и не прийти к тому, что имеем сейчас.
- Из внутренних решений часто получаются успешные продукты – наши проблемы и потребности не уникальны, у других команд и специалистов есть аналогичные. Создавая решение для себя, мы создали продукт, который помогает многим.
Что дальше? Рынок SMM и таргета будет продолжать расти. На нем регулярно появляются новые игроки, а у игроков – новые потребности. И мы к ним прислушиваемся. Когда выросла популярность рекламы в TikTok, появилась потребность в отчетности по этому рекламному кабинету. Мы настроили обмен данными и разработали шаблоны отчетов. Мы и дальше планируем расширять линейку рекламных платформ, отчеты по которым можно будет делать с помощью DataFan.
**Meta Platforms Inc. (соцсети Facebook*, Instagram*) признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории России.
Самые успешные, нужные и востребованные продукты получаются, когда мы пытаемся решить реальную проблему пользователей.
Золотые слова !
Всё по заветам старика Морейниса !
(жаль, что не только лишь все стартаперы делают так)
Привет, Лев! Где пропадали?
Новый дизайн, конечно, стал гораздо понятнее и проще визуально. Особенно радует, что убрали раздельное добавление соцсети и пабликов. Это прям вызывало мучение и непонимание на старте. Молодцы!
Хороший лонгрид с историей и инструкцией