Как бизнесу защититься от мошенников

По данным МТТ, участились случаи дистанционного мошенничества: все, что можно купить в интернете – от детских колясок до нефтепродуктов и минеральных удобрений – активно продвигается и на мошеннических сайтах.

Как телеком и IT-компания МТТ со своей стороны ведет постоянную профилактическую работу по борьбе с аферистами: усиливает верификацию, отслеживает частоту трафика, определяет местонахождение оборудования, чтобы в случае правонарушений его заблокировать.

Однако главное в борьбе с мошенничеством – это внимательность и бдительность самих пользователей. Статистика показывает, что жертвой аферистов в Сети может стать не только рядовой доверчивый гражданин, но и экономически активный, образованный, ведущий предпринимательскую деятельность человек.

Так, по данным правоохранителей, пострадавшими от обмана стали фермеры, заказавшие топливо под посевную на непроверенной онлайн-площадке. Попались на удочку лже-поставщиков и владельцы мастерской, желающие выгодно приобрести автозапчасти. Бывали случаи, когда мошенники представлялись сотрудниками металлургического завода и находились желающие купить у них металл оптом.

Как работают мошенники?

Ловушкой для покупателя обычно выступает сайт-«однодневка».

Допустим, вы владелец автомастерской и под заказ клиента подыскиваете двигатель. Вбиваете в поисковик «купить контрактный двигатель» и попадаете на сайт, который выглядит как обычный интернет-магазин.Звоните по указанному номеру телефона, «менеджер» разъясняет: товар поставляется из-за рубежа, поэтому срок поставки – до двух недель, условия – по предоплате, которая может доходить до 100%. Вы сомневаетесь, стоит ли платить вперед, однако цена выглядит очень уж привлекательной: ниже, чем в других магазинах. К тому же гарантию данный поставщик предлагает до полугода. Вы соглашаетесь, получаете договор и счет, переводите деньги на реквизиты организации и радуетесь удачной сделке.

Через две недели звоните «менеджеру» и получаете ответ: «Ваш двигатель прибыл, но он дефектный, отдел контроля качества его не пропустил, надо подождать еще пару недель, пока придет новый товар». Неважно, соглашаетесь вы или просите вернуть деньги, «менеджер» тянет время, а спустя следующие две недели телефон «продавца» замолкает, сайт исчезает, магазин растворяется в воздухе.

Учитывая, что в среднем стоимость двигателя составляет 150 - 200 тыс. руб., за месяц обманщики успевают получить от доверчивых граждан несколько миллионов рублей, не имея ни товара, ни склада, а только липовый сайт.

Что делать, чтобы не стать жертвой обмана

1. Проверить, как давно существует сайт, через который вы планируете заказать товар. Сделать это можно через специальные сервисы, например, Whois: через него можно узнать - когда был зарегистрирован домен.
2. Использовать для покупки товаров только надежные известные онлайн-площадки, которые проверяют пользователей и их аккаунты на подлинность. Поставщики на таких сайтах чаще всего готовы работать на условиях пост-оплаты. Если просят крупный аванс – это повод насторожиться.
3. Внимательно изучить доменное имя сайта. Существует огромное количество поддельных площадок, стилизованных под популярные бренды. Мошенники дают им названия, сходные до степени смешения с именем известной компании. Уберечься от клонов поможет повышенная внимательность к названию в адресной строке браузера или антивирус, который предупреждает о том, что сайт поддельный.
4. Изучайте отзывы пользователей об интернет-магазине и глубину их хранения, в том числе на независимых ресурсах и в соцсетях. Если отзывов от реальных пользователей нет или они только что появились, сайт может оказаться фальшивкой. Если отзывы негативные и возмущенных комментариев много, однозначно - ищите другого поставщика.
5. Сопоставляйте и анализируйте данные: если сайт магазина живет больше года, владелец давно не менялся, отзывы положительные и выложены давно, а цена на товар близка к рыночной, то риск заплатить за несуществующий товар меньше. Особенно если расчет происходит после поставки товара.

Технологии на страже конфиденциальности

Крупные и передовые онлайн-площадки заботятся не только о безопасности своих сайтов, но и защищают от мошенников клиентов, применяя IT-технологии. Сделать это позволяет услуга «Инкогнито» от компании «МТТ».

Она даёт возможность переадресации с реального номера на один из номеров МТТ, закрепленных за вашей компанией. Это исключает прямую связь поставщика и потребителя услуг, что позволяет сохранить конфиденциальность. Отображаемые номера периодически меняются, что делает бессмысленной работу автоматических систем, которые массово собирают данные для перепродажи, в том числе мошенникам.

При звонке покупатель попадает по адресу, но персональные данные продавца остаются в сохранности. Услугу уже успели оценить в «Авито»: после ее внедрения количество жалоб на поведение, не соответствующее правилам безопасности площадки, сократилось на 50%.

Возможности сохранять конфиденциальность рады и поставщики, и покупатели на онлайн-площадках: ведь сегодня номер телефона для большинства из нас – это сквозной идентификатор, и люди его берегут и стремятся защитить от недобросовестных глаз, а современные технологии им в этом помогают.

3 комментария