Откуда можно перейти в продакт-менеджмент?
Работа продакта является одной из самых разнообразных среди современных IT профессий. В статье рассмотрим, из каких направлений чаще всего переходят в продукт, какие скиллы в этом помогают, зарплатные вилки и востребованность продактов на рынке труда.
В 2019 году автор канала No Flame No Game в партнерстве с командой Miro провела исследование рынка продакт-менеджеров, результаты которого представлены ниже.
Исходя из собранных данных (ознакомиться с выборкой можно в самом исследовании), чаще всего в продакт-менеджмент переходят из управления проектами — 35%, на втором месте аналитика — 18%, затем маркетинг и разработка — 10% и 7% соответственно. Занимательно, что даже владельцы бизнесов идут в продакты (6%), и недаром, ведь продакт-менеджер, как говорят, — предприниматель внутри компании.
Исследование hh.ru и ProductStar
Согласно исследованию hh.ru и ProductStar, спрос на продакт-менеджеров ежегодно растет на 14%, а количество кандидатов — на 16%. Более 7,5 тысяч резюме на позицию продакт-менеджера содержит база hh.ru на конец ноября 2021 года, при этом вакансий открыто свыше 2 тысяч. Поскольку профессия продакт-менеджера относится к новейшим, малое количество кандидатов обладают необходимым опытом — чаще всего люди приходят из смежных специальностей. Для выявления наиболее распространенных сценариев перехода в продакт-менеджеры служба исследований hh.ru проанализировала базу резюме и сравнила последние рабочие места кандидатов.
Далеко не все кандидаты, желающие выйти на позицию продакт-менеджера, указывают прошлые рабочие места в резюме — только 16,2% участников исследования рассказали о занимаемых ранее должностях. Это можно объяснить относительно молодой специальностью, которая вызывает интерес у начинающих специалистов сразу после завершения обучения. Тем не менее, из числа указавших прошлые места работы, более 20% кандидатов рассматривают переход на позицию продакт-менеджера с менеджера по продажам.
Кто такой продакт-менеджер?
Должность продакт-менеджера в России появилась не так давно, поэтому в разных сферах и продуктах должность может пониматься по-разному. Способствует путанице и то, что многие компании трактуют профессию по-разному в зависимости от сферы деятельности и поставленных целей.
Тем не менее, во всех есть одна схожая мысль: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.
Продакт-менеджер — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует со всеми стейкхолдерами и продолжает развивать продукт после выпуска: ищет новые точки боли пользователей, тестирует гипотезы и предлагает фичи. Так, продакт является немного программистом, дизайнером, маркетологом и т.п.
Наибольший интерес к специалистам по продукту в России заметен в компаниях нефтегазового сектора, добывающей промышленности, а также в образовательных учреждениях, СМИ, маркетинге, рекламе и ИТ. Наименее популярны вакансии продакт-менеджеров в государственных организациях, сфере ЖКХ, искусстве и культуре. В Москве спрос на продакт-менеджеров повторяет общероссийскую тенденцию по отраслям, однако лидером по количеству вакансий является сегмент EdTech и образования.
Растет не только спрос на специалистов в данной профессии, но и заработная плата. В 2020 году в связи с пандемией и резким переходом компаний на цифровой продуктовый подход, произошел скачок зарплат специалистов с подходящей экспертизой — на 17%. В Москве зарплата продактов в некоторых компаниях превышает 200 тыс. рублей в месяц. Средняя зарплата продакт-менеджеров в столице также больше общероссийской на 43% и составляет 100 тыс. рублей.
Какие скиллы необходимы продакт-менеджеру?
При приеме на работу продакт-менеджера компании наибольшее внимание обращают на следующие навыки соискателя. Управление продуктом выделили как ключевую экспертизу 19% работодателей. Вторым преимуществом хорошего специалиста компании считают умение вести активные продажи— так ответили 17% работодателей. В тройку наиболее важных навыков входит знание английского языка — 12% компаний указали это требование в вакансиях продакт-менеджеров. Также компании охотнее возьмут на работу сотрудника с опытом управления проектами, готовностью работать в команде и знанием маркетинга.
Как уже выяснили, продакт должен быть разносторонним специалистом. Важные для него скиллы можно найти в смежных направлениях.
От проджекта
Функционал продакта и проджекта часто путают. Подробно разобраться в теории поможет статья “Чем отличается продакт-менеджер от проджект-менеджера?”.
А теперь к скиллам.
- Лидерские качества: умение распределить задачи, поднять боевой дух команды
- Хороший менеджер: грамотное управление сроками, бюджетом, ресурсами команды
- Понимание бюрократии: составление документации, правильная постановка ТЗ
- Коммуникативные навыки: умение четко донести мысль, цели продукта до команды
- Часто оснащенность техническими навыками: взаимодействие с разработчиками “на одном языке”
- Знание методологий ведения проектов, гибкой разработки
- Самостоятельность в поиске новых деталей по проекту/дополнительных знаний
От аналитика
- Умение работать с аналитикой, понимание метрик продукта
- Знание требований и инструментов: Гугл Аналитика, Яндекс метрика, SQL
- Нестандартное мышление: аналитик придумывает, как посчитать объем рынка или откуда взять данные по конкурентам, а продакт — новую фичу. В обоих случаях креативность необходима.
- Критическое мышление
- Умение делать data-driven выводы
От маркетолога
- Креативное мышление
- Умение влиять на конкретные метрики с помощью контента/позиционирования
- Тесная связь с клиентом: понимание запроса пользователя и его проблем
От разработчика
- Умение быстро обучаться и осваивать большие объемы информации, самообучаемость
- Понимание процессов в команде разработки
- Развитые аналитические скиллы
От дизайнера
- Навыки UX/UI, прототипирования
- Понимание, как должен выглядеть креатив для бренда
- Умение позиционировать продукт через визуальное оформление
- Умение работать с техническими инструментами: Figma, Canva, фотошоп
- Проведение анализа конкурентов
От предпринимателя
- Бизнес-мышление
- Решительность и умение принимать рискованные решения
Полезные материалы
- Исследование рынка продактов за 2018: https://t.me/proproduct/727
- Исследование рынка продактов за 2019: https://t.me/proproduct/893
- Hard skills из статей по A/B тестированию, Unit-экономике
- Customer Development — Роб Фитцпатрик “Спроси маму”, статья “Почему пользователи нам врут?”
- Бесплатные вебинары от ProductStar или ШМЯ
- Навыки Senior Product и CPO
В программе курса “Профессия: продакт-менеджер” можно подробнее ознакомиться со всеми необходимыми для продакта скиллами. Проанализируйте, в чем вы уже обладаете экспертизой, в каких знаниях есть пробелы, а какая тема для вас является новой. Заполните таблицу навыков продакта и начинайте развиваться в профессии.
Проще всего это сделать вместе с ProductStar — после заявки с вами свяжется менеджер и поможет определиться с выбором: стоит ли вам проходить курс целиком или можно ограничиться мини-курсами, чтобы закрыть конкретные пробелы в знаниях. Делимся страницей, где можно оставить заявку: https://go.productstar.ru/a7K6iu
Ну а если определиться с выбором профессии сложно, то на наших бесплатных Карьерных Консультациях специалисты сферы IT с многолетним опытом помогут выстроить карьерный трек на основе ваших умений и желаний. Подробности по ссылке: https://go.productstar.ru/tUAAjb