Типы заказчиков или, как понять, что от тебя хочет клиент и выстраивать с ним работу
Взаимодействие с заказчиком — одна их самых важных составляющих работы фрилансера. Есть заказчики, которые вносят миллионы правок. Есть те, которые контролируют каждый твой шаг. Есть люди, которые передают тебе задачу, скидывают деньги, а потом принимают ее без нареканий. Есть клиенты, которые любят вмешиваться в процесс работы и давать тебе свои «профессиональные» советы. И т.д. и т.п.
И это не значит, что какие-то клиенты плохие, а какие-то хорошие. В большинстве своем все заказчики — неплохие ребята)))
Просто нужно понимать, с кем ты имеешь дело, и изначально правильно выстраивать с человеком коммуникацию (не зря говорят, что фрилансер должен быть хорошим психологом).
В курсе по фрилансу от Школы Тильды, я встретила интересную классификацию заказчиков. Она не раз она помогала мне выстроить правильный диалог и комфортное сотрудничество с человеком, и в результате все оставались довольны.
По этой классификации есть 4 основных типа заказчиков: «Спихиватели», «Требователи», «Незнайки» и «Искатели».
Расскажу о каждом типе в контексте работы веб-дизайнера.
Спихиватели
К данной категории заказчиков относятся секретари, маркетологи, менеджеры. Им поставили задачу, а они ищут исполнителя (кому ее спихнуть).
Как правило, эти ребята ничего не шарят в дизайне, им поручили сделать работу, а они перепоручают ее исполнителю и готовы полностью довериться.
При работе с такими заказчиками важно знать следующее:
— они хотят передать задачу и забыть про вас, поэтому нужно их успокоить;
— им нужно пообещать, что все будет гуд, вы играете в одной команде;
— нужно показать их значимость, чтобы не давали правок, сказать «я все сделаю, а ты покажешь своему боссу, и он скажет, что ты умничка», убедить, что все почести лягут на его плечи ;— следует подружиться с такими заказчиками.
Требователи
Обычно требователи — это владельцы небольшого бизнеса. Возможно, изначально делали сайты сами, потом им стало не хватать экспертности, и они обратились к специалисту.
Но они относительно в теме работы: смотрят видосы и почитывают статьи. Поэтому они думают, что могут контролировать дизайнера и давать ему советы. Часто считают, что купили дизайнера, и что кроме их проекта нет никаких других.
При работе с такими заказчиками важно знать следующее:
— такие клиенты системны, ставят четкие задачи, платят вовремя, поэтому их нельзя подводить по срокам;
— нужно описывать каждое действие, которое делает исполнитель, чтобы отношения были прозрачными, показывать этапы работ;
— они будут в восторге, если делать мини-отчеты через определенные промежутки времени (что было сделано, какие планы, что нужно от клиента).
Незнайки
К данному типу относятся клиенты, которые ничего не шарят в дизайне и в современных технологиях в целом. Типичные примеры незнаек — сотрудники организаций, до сих пор работающих по постулатам советской системы, люди 50+.
При работе с такими заказчиками важно знать следующее:
— они часто заигрываются, требуют внесения странных правок и предлагают странные решения;
— нужно быть готовым, что они будут отвлекаться и торговаться;
— таким клиентам важно помогать, рассказывать, объяснять, что и зачем нужно, как все работает;
— важно фиксировать все договоренности письменно, например, вести переписку, чтобы потом на нее можно было сослаться;
— важно задавать им открытые и закрытые вопросы, резюмировать договоренности (правильно ли я понял что?);
— нужно предлагать им разные варианты и решения.
Искатели
К искателям относятся стартаперы, люди, которые «замутили» проект для дополнительного заработка. У них есть стабильная работа, нет острой необходимости в деньгах. Они просто решили попробовать какую-то нишу, и даже могут не до конца понимать, чего они хотят.
При работе с такими заказчиками важно знать следующее:
— у них нет острой надобности в чем-либо, они никуда не спешат;
— хотят идеальный результат, которого может не существовать, потому нужно быть готовым, что в финале работы они скажут: «круто, но что-то не то»;
— на искателей нельзя давить, нужно быть терпеливым;
— они хотят, чтобы вы были членом их команды, и могут разозлиться или обидеться, если поймут, что в проекте у вас чисто коммерческий интерес;
— нужно показывать важность их проекта для вас;
— искатели не боятся увеличить бюджет проекта.
***
Мы рассмотрели 4 основных типа, но это не значит, что нет других. Так же, как и не значит, что один клиент не может совмещать в себе признаки нескольких типов.
Однако в любом случае, думаю, представленная классификация полезна. Она поможет наладить и поддерживать комфортные отношения с каждым заказчиком и определить для себя, с каким типом клиентов вам не хочется сотрудничать в принципе.
фрилансеры в марте - ээээ, ты, чмо ватное, пнх, мы свалили, если хошь с нами работать - давай ценник икс два, видел вон какой курс?
фрилансеры в июне - *подползая на коленях* Вольдемар Кириллыч, доброго дня. Можно вас на пару миллисекунд буквально?