«Вместе с развитием интернета изменилось и моё понимание того, что вообще значит "знать"»

Мыслители верили, что интернет станет платформой для диалога и рассудит любой спор с помощью алгоритмов. Но что-то пошло не так.

Конспект материала FastCompany.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.newscientist.com%2Farticle%2Fdn28128-head-old-scientist-will-the-internet-ever-catch-on%2F&postId=443637" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">New Scientist</a>
Источник: New Scientist

Весной 2022 года профессор истории и философии наук Парижского университета Джастин Смит выпустил книгу «Интернет не то, чем кажется».

В ней он поразмыслил о том, почему сама идея интернета появилась гораздо раньше 20 века и почему вера в интернет как изобретение исключительно позитивное — это утопия. Самые любопытные его идеи пересказало издание FastCompany.

История «интернета» началась раньше, чем принято считать

О «всемирных беспроводных системах» размышлял в начале 20 века инженер Никола Тесла. Первый прототип современного интернета — ARPANET — появился лишь в конце 1960-х, благодаря финансовой поддержке агентства Минобороны США.

Однако сама идея коммуникационных сетей «живёт» в природе миллионы лет и развивается параллельно с эволюцией. Это корневые системы растений, слышные через километры «щелчки» кашалотов, феромоны, которые мотыльки чуют почти за сотню метров. Созданные человеком торговые пути, а теперь ещё и проводные и беспроводные сети.

Конечно, всё, кроме самого интернета, можно считать лишь аналогиями телекоммуникационных сетей, но все они решают одну и ту же задачу — это обмен информацией на расстоянии.

Зависимость от интернета меняет мышление

Wikipedia перевернула с ног на голову мой когнитивный аппарат. Всякий раз, когда я на долю секунды задумываюсь, скажем, о средневековых византийских ересях, о том, что такое квазары и кто такие исихасты, я сразу же «гуглю». Секунд 15, и я уже примерно осознаю, что эти понятия значат. Однако вместе с этим изменилось и моё отношение к знаниям и понимание того, что вообще значит «знать».

Джастин Смит

Это, считает Смит, настоящая революция — сродни протестантской, что произошла с появлением печатного станка в 15 веке. Тогда Библию переписывали от руки, поэтому она стоила слишком дорого — примерно как годовая зарплата. Как только её можно было перепечатывать, писание стало общедоступным, и народ стал замечать, что римская католическая церковь «далека от образца новозаветной церкви».

Это и другие события в итоге привели к протестантской реформации, массовому книгопечатанию, а ещё к тому, что искусные практики запоминания оказались никому не нужны. Сейчас, считает Смит, таким же ненужным становится чтение.

Индустриальная и информационная революция происходили одновременно

В 1808 году изобрели жаккардовый ткацкий станок, с помощью которого можно формировать на тканях сложные узоры и рисунки. А ещё это машина с лентами из перфокарт с двоичным кодом. Да, у неё не было памяти, но её всё равно вполне можно считать первым компьютером — примером того, что позже создала Ада Лавлэйс, заявляет Смит.

Лавлэйс, говорит учёный, считала станок настоящим «интерфейсом» — связующим звеном между человеческой придумкой и природой. Тем, что превращает добываемую шелкопрядами ткань в объект промышленного производства.

Получается, промышленная и информационная революции, которые пришлись на 18-19 века и конец 20 века соответственно, на самом деле протекали параллельно друг другу, а не последовательно. И умение той же Лавлэйс видеть связи между искусственным и природным — важно в том числе для нынешних современников, которые, помимо прочего, полагают, что люди живут в симуляции.

Интернет не то, чем кажется

Интернет решает многие задачи — от оплаты счетов до наблюдений за галактиками через телескопы NASA. Но интернет, которым человек пользуется ежедневно, другой. Это целая система дофаминовых вознаграждений, которые вызывают зависимость.

Я о соцсетях — не самом подходящем месте, чтобы пытаться разобраться в проблеме или делиться аргументами. Этот интернет — лишь симуляция нейтральной платформы для дискуссий. Говорить про рациональные обсуждения в Twitter — это как заявлять, что GTA — игра про преследование угнанных машин. Что-то такое есть, но по факту и то и то — лишь симуляция.

Twitter и другие соцсети, по словам Смита, — видеоигры на тему «Дискуссии». Но так как альтернатив нет, приходится «играть» в них. Можно, конечно, печатать громкие памфлеты в подвале и раздавать их на улице, но никакого толка от этого не будет.

Всё потому, что мы привыкли к тому, что за все обмены информацией теперь отвечают алгоритмы. А управляют ими заинтересованные в прибыли лица. Так что говорить о демократии — тем более делиберативной, которую продвигал Юрген Хабермас, — пока не приходится.

Интернет — клей, который держит общество

Учёный и изобретатель Готфрид Вильгельм Лейбниц — создатель комбинаторики как науки — был дипломатом. Он всю жизнь пытался примирить две группы конфликтующих христиан и надеялся, что однажды правильно сконструированные машины смогут на основе аргументов от обеих сторон определить кто прав. Тогда никаких затяжных конфликтов не было бы.

Антиправительственное движение «Арабская весна» 2010-2012 годов, казалось, подарило всем ту самую надежду, потому что интернет — в частности Twitter — выступили «двигателем демократических преобразований». Вот только протесты вскоре превратились в кровавые бойни, пишет Смит.

«А ещё примерно тогда же Facebook внедрил новые алгоритмы, из-за чего публикаций от друзей в ленте становилось всё меньше, — пишет автор. — Но об этом никому не говорили — это ведь корпоративная тайна».

Позже алгоритмы породили и новые проблемы — массовую дезинформацию и массивы «вирусного» контента. А «троллить» пользователей в интернете стали даже политики — взять хотя бы Дональда Трампа. Так что мечта Лейбница теперь напоминает разве что утопию.

2828
19 комментариев

зато когда пропадает интернет, можно погрузиться в свои мысли и наконец серьёзно подума... а нет, всё, включили

13
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

тут скорее о том, что людям дали волшебную палочку, а они ей гвозди забивают и друг друга пиздят.

1
Ответить

Прикол в том, что фокусируясь на отдельных фрагментах из любой области и возводя отдельные факты в ранг важнейших, можно любое явление подать в подобном ключе - это как выхватить из автомобилизации тему ДТП и стритрейсеров, например, и заявить, что "вера в автомобили как изобретение исключительно позитивное — это утопия".

Интернету в привычном виде около 30 лет, он приник и очень сильно изменил практически все стороны жизни, но в статье почему-то самое весомое место занимает "арабская весна" 2010-2012 годов ))))

6
Ответить

Интернету с глобальными социальными сетями - ещё меньше чем 30 лет.

1
Ответить

По заголовку сложилось впечатление, что будут рассуждения про фрустрацию и огромное количество информации, которую необходимо исследовать.
А оказалось ничего нового - про алгоритмы и зависимость, а жаль, тема ведь интересная.

3
Ответить

Вот только протесты вскоре превратились в кровавые бойни, пишет Смит.

Из-за интернета конечно же

2
Ответить