Хеллоу, Америка, оу: как простой русский режиссёр отправился покорять Сан-Франциско
Приветствую вас, читатели vc.ru! Меня зовут, например, Денис.
Например – потому что я пока не готов ко всемирной славе (хаха), хотя и рассчитываю, что когда-нибудь те, кто меня читают, посмотрят мои фильмы и скажут: «Дааа, вот это режиссёр!».
Плюс – тема, о которой я хочу поговорить, немного щекотливая, и мне было бы спокойнее рассказать о ней, не вдаваясь в подробности. Щекотливая – но актуальная для многих.
Итак, здравствуйте, меня зовут Денис, мне – 40 лет, я – кинорежиссёр, а нынче вдобавок и эмигрант. И хотел бы поделиться своим рассказом о переезде в США. Само по себе это, конечно, не новость – сегодня многие уезжают. Но это в основном люди технических специальностей – программисты, инженеры и т. д. Творческие люди и у себя на родине не всегда бывают нужны (печально, но факт), и рассчитывать на быстрый и простой переезд не приходится.
По крайней мере, я так думал. Но оказалось, что есть путь, который позволит даже человеку творческой (не самой стабильной и надёжной) профессии уехать в Страну Больших Возможностей на легальных основаниях и без лишней волокиты.
На этот пост меня вдохновил мой друг-дизайнер (привет, Пашка!), который постоянно сидит на vc и который наблюдал мою историю отчасти воочию, отчасти – через мессенджеры, и, в свою очередь, вдохновился возможностью уехать, чем сейчас и занимается (но об этом он уже расскажет сам). Поскольку я по долгу профессии всё-таки постоянно имею дело с текстами – со сценариями, надеюсь, пост про мой переезд у меня получится не хуже и будет кому-то полезен. Но давайте обо всём по порядку.
Для начала – немного обо мне.
Я закончил ГИТР по специальности «Режиссёр игрового кино- и телефильма». Мною снято 2 документальных картины, 3 игровые короткометражки (2 комедии и человеческая драма) и один небольшой, но довольно популярный мини-сериал, который закупил и поставил в показ один из федеральных телеканалов. Не хочу хвастаться, но у меня немало наград и дипломов российских и международных фестивалей. Почему вдруг я пишу об этом, если не хочу хвастаться? Это имеет значение для того, о чём я хочу рассказать.
Возможно, мой опыт будет интересен кому-то из коллег по цеху или из других творческих сфер, потому что переезжал я как раз по «творческой» линии. Нет, Netflix не заключил со мной контракт (но я не теряю надежды :). Но давайте обо всём по порядку.
Почему я решил уехать?
Сразу скажу, что политика здесь ни при чём. Как и извечная мечта «уехать в Сан-Франциско и написать там гениальный сценарий». Причин было несколько, и часть из них – мои личные, а часть – связаны с положением кино в нашей стране вообще.
1. Будем откровенны: в США кино – это совсем другие деньги. И совсем другой доступ к ним. Можете поверить, ни в одной стране мира нет такого, чтобы режиссёр пришёл к продюсеру, а тот сказал: «Ну, конечно, у тебя гениальный замысел, вот тебе куча денег и не беспокойся, окупится ли это». Но в нашем государственном кино практически всё пилено-перепилено (что, я думаю, ни для кого не секрет), а независимым проектам, особенно сейчас, искать финансирование очень и ОЧЕНЬ тяжко.
Конечно, в теории можно продать квартиру, открыть сбор на краундфаундинг-платформе и верить в светлое будущее – но по факту шансы на успех очень малы. Потому что картину мало снять – с ней надо выйти на рынок и привести на неё зрителя, а это уже совсем другая история и ЕЩЁ больше денег.
2. Хотя балаболов хватает в каждом городе мира, трудно представить себе фестиваль, на котором бы тебя не обнимали, не хлопали по спине, не наливали алкоголя и не говорили, что ты гений, и завтра, мы буквально завтра начинаем съёмки твоего проекта! Да что там, сейчас ещё по одной бахнем – и начинаем. В США, как я мог заметить, люди скупы на обещания (не на пустые похвалы, а именно на конкретные обещания). Но если уж дают, стараются их держать.
3. Можно сколько угодно шутить насчёт обязательных цветных и трансгендеров в кино, насчёт новых правил «Оскара», но всё-таки в США свобода для съёмок намного обширнее. Да, там к фильмам тоже предъявляются свои определённые требования, но суть в том, что ты можешь получить финансирование на реализацию своего проекта, и он совсем не обязательно должен быть о правах цветных, о правах трансгендеров и т. д.
4. Есть, конечно, и личная причина. Хотя у меня есть некоторые перспективы и здесь, можно попробовать подвизаться на коммерческих проектах, но мне, как я говорил, уже 40 лет. Так что либо менять жизнь сейчас, либо оставаться тут, до инфаркта-инсульта натурально сражаться за проекты, обзывать коллег бездарями, а себя считать вторым Феллини, жениться на исполнительнице главной роли… Ну, и дальше по списку. А в США я был до этого как турист, пару раз ездил на небольшие местечковые фестивали (присмотреться), и, должен сказать, просто влюбился в эту страну.
Но сами по себе эти разумные мысли (и немножко эмоций) вряд ли бы сподвигли меня на переезд. Тем более что на сбережения я мог бы попробовать переехать самостоятельно и даже какое-то время прожить в США, благо, уровень английского позволяет, но быстро на «грин карт» рассчитывать, скорее всего, не пришлось бы, как и на официальную работу или выгодный проект. Честно пытался поучаствовать в разных творческих программах на получение гранта – но конкуренция там такая, что, видимо, моих способностей или старания оказалось недостаточно.
Но один из моих коллег по цеху скинул мне ссылку на сайт о переезде в США. Мне, как оказалось, нужна была виза для талантов — людей с экстраординарными способностями (не только режиссёров и вообще киношников, но и писателей, музыкантов, художников, дизайнеров, айтишников, спортсменов, работников науки и т. д.). Она даёт возможность получить визу в США, ДАЖЕ если вас не пригласили в какой-то конкретный проект.
Итак, я решил попробовать получить вот такую визу, которая называется официально
O-1 – рабочая «виза таланта»
Рабочая виза O-1 — это не green card, она не дает вам статуса постоянного жителя США. С одной стороны, виза O-1 выдаётся сразу на срок до трёх лет, с другой — её можно продлевать на один год неограниченное количество раз. Если ты въезжаешь в США по визе O-1 – то должен работать в той же сфере деятельности, в которой достиг сколько-нибудь значимого признания и иметь работодателя либо (и это важный тонкий момент) собственную компанию в США (ура! Я еду снимать кино в США).
«Как два пальца, раз плюнуть, щас всё будет», — подумал я. И если вы думаете, что режиссёры разбираются только в кино, а работа с визовыми документами для них – тёмный лес, то… Вы абсолютно, на сто процентов правы.
Как я получал визу и собирал документы?
Ответ читайте в моей книге «Да никак». Я попытался почитать о процедуре, умер от тоски на первой странице Гугла. Потом потратил энную сумму на обращение в компанию, специализирующуюся на получении «творческих» виз, и они сделали за меня большую часть работы. Расскажу, какие условия для получения визы мне удалось соблюсти, чтобы виза была одобрена:
1) Престижные общепризнанные международные (либо национальные) награды: победы на значимых чемпионатах, Золотая Пальмовая Ветвь, Пулитцеровская премия и т. д. – врать не буду, в Каннах я ещё ничего не получал. Но мои короткометражки получили несколько достаточно престижных наград на международном уровне, которые, хотя и не сравнятся с «Оскаром» или «Пальмовой ветвью», всё же подтверждали, что я вовсе не с улицы пришёл в режиссуру.
2) Членство в профессиональных Ассоциациях, куда принимаются национальные или международные эксперты, исключительно за выдающиеся достижения – вот здесь мне немножко повезло. Несколько лет назад мне удалось получить членство в Обществе кино Сан-Франциско — San Francisco Film Society. Не на совсем общих основаниях, и это организация не такого масштаба, чтобы считаться значимой международной, но в моём случае членство послужило лишним плюсом в мою пользу.
3) Авторские публикации в СМИ: интервью, экспертные статьи в печатных или интернет-изданиях. Большое значение имеет рейтинг издания и количество авторских публикаций – а вот этого у меня было достаточно, особенно на тему сериала и одной короткометражки, отмеченной жюри International Clermont-Ferrand Short Film Festival. В том числе зарубежные публикации, которые я мог с гордостью продемонстрировать.
4) Публикации в СМИ о ваших достижениях: статьи о работе, значимых результатах и вкладе в отрасль – аналогично.
5) Участие в профессиональных мероприятиях в качестве члена жюри или судьи – плох тот режиссёр, которого ни разу не приглашали в жюри! Я участвовал в фестивалях как в России, так и в странах ближайшего зарубежья (в сладкую доковидную эпоху).
Кому интересно – по ссылке, которую я скину ниже, можно найти полный список, в т. ч. с условиями, которые подойдут научным работникам и творческим людям других направлений. В сущности, если вы не совсем «зелёный» творец в своей сфере, то шансы на получение визы довольно высокие.
Кроме того, при подаче документов на визу O-1 необходимо было предоставить:
1. Рекомендацию от профессиональной организации в вашей сфере (студия, занимавшаяся съёмками нашего мини-сериала, телеканал, его в итоге купивший, плюс я приложил письмо от Союза кинематографистов РФ, членом которого состою).
2. Копию письменного соглашения с будущим работодателем по специальности в США. Если письменного соглашения нет – можно перечислить основные условия устного соглашения. Если работодателя в США у вас нет – вот тут снова есть тонкая лазейка, а именно можно открыть собственную компанию в Америке. Кстати, именно так я и поступил, оказалось, что в моём случае это быстрее, чем искать кого-то и заключать договор. Вообще изначально речь шла о договоренности с одним университетом, спонсировавшим съёмки молодых режиссёров. Но, увы! Это было как раз то неприятное исключение, когда договоры говорились-говорились, да и не выговорились.
3. Описание услуг, которые будете предоставлять в США (это может быть описание проекта, над которым планируете работать) – я предоставил расширенный синопсис моего потенциального фильма, над сценарием которого я думал последние пару лет, и библию персонажей, и этого оказалось вполне достаточно. Но вообще это, пожалуй, самый важный документ, который доказывает, что я не просто пипетка, мечтающая стать клизмой, а человек, который будет РЕАЛЬНО полезен для страны, в которую хочет переехать.
Подробно расписывать другие нюансы получения виз не буду, но если вам интересно, вот ссылка на полный перечень критериев и условий, с которыми можно получить визу. Там найдётся полезная информация не только для людей творческих профессий, но и для научных работников, айтишников, дизайнеров, академиков и т. д. То есть не только для творческих творцов, но и для тех, кто занимается чем-то в сфере науки, образования, спорта.
Вот что очень важно знать: возможно, у вас нет «Оскара» или золотой пальмовой ветви (у меня тоже). Но НЕ БОЙТЕСЬ пробовать подаваться на визу даже с менее значимыми наградами, дипломами и т. д. Всё, что есть в творческой (или спортивной, или научной, или айтишной) копилке! Собирайте всё, что есть. Потому что это демонстрирует, что вы человек, который действительно РАБОТАЕТ в своей сфере и чего-то ДОСТИГ – это подтверждение вашей полезности, которая и оценивается в первую очередь при выдаче визы.
А, и ещё один важный нюанс. За визу мне пришлось расплатиться… своей свободой. Нет, я не шучу, перед подачей мы с моей девушкой наконец-то поженились. Сначала нам всю малину испортил ковид, потом как-то не было подходящего момента, ну, а тут мы уже решили – если не из романтических соображений, то хотя бы из меркантильных всё-таки пожениться. Потому что супруги заявителей тоже сразу же получают право проживания в США. И да, женился я совсем не на актрисе, игравшей главную роль. А на ассистентке гримёра. :) Но это уже иная, отдельная история.
Итак, виза O-1 у меня, и что я получил:
· виза рабочая, не иммиграционная, не позволяет претендовать на green card;
· для заявки требуется подтвердить значимые достижения в профессиональной сфере (что ж, мне в некотором смысле повезло – мои достижения оказались достаточно значимыми, хотя я честно признаю, что мне ещё учиться и учиться);
· виза не ограничена квотами: сколько заявок приходит – столько и рассматривается, без всякого «Местов больше нет, транвай идёт в депо» (ура, не надо стоять в очереди за грантами!);
· позволяет менять работодателя, не ограничивая себя выбором проектов на новом месте (а вот тут уже и рукой подать до рабочей визы, если у меня будут такие возможности и желание);
· документы на эту визу можно подавать в любое время (да, даже сейчас);
· возможно ускоренное рассмотрение заявки – до 15 дней (в стандартном варианте заявка рассматривается 4-6 месяцев, но я решил, что за 4-6 месяцев и случиться может, что угодно, и сам я ещё вдруг передумаю).
Всего у меня сбор документов занял где-то 1,5 месяца, плюс рассмотрение заявки – 15 указанных дней. И вот мы уже пакуем чемоданы, покупаем билеты – и вперёд! Такая вот получилась история, и я до сих пор осмысливаю, как быстро – и отчасти неожиданно всё случилось. То, как мы сейчас обживаемся в США, это уже тоже совсем другая история. Если вам будет интересно, я с удовольствием расскажу об этом. В первом посте я хотел попробовать, как мой эпистолярный жанр заходит на публику, поделиться именно тем, как творческому человеку можно переехать в Страну больших возможностей, и сделать это относительно недорого, безопасно и относительно быстро. По крайней мере, если ты как творческий человек на родине нафиг никому не сдался — такая возможность лучше, чем ничего.
И вот ещё небольшой совет – если вы сами не иммиграционный адвокат, то лучше отжалеть некоторую сумму (в моём случае всё удовольствие обошлось в 8 000 долларов за иммиграционного адвоката, плюс пошлина – 460 долларов, плюс доплата за ускоренное рассмотрение – 2500 долларов, и это было особенно больно, но мы по понятным причинам решили не тянуть). Если бы мне ОТ и ДО не расписывали каждый шаг (включая просмотр всех моих бумаг, дотошное изучение всех наград, дипломов (что добавить, что не стоит), не контролировали все сроки подачи, сроки действия документов) — сидеть бы мне в моём «любимом» (теперь уже в прошлом) Подмосковье и считать ворон до сих пор. И это у меня был ещё вопрос желания, а не необходимости — а ведь многим моим коллегам пришлось срочно уезжать вовсе не по своей воле.
Да, стоимость услуг адвоката не самая низкая. Но тут уж так – или самому долбиться в бюрократические стены, искать адреса, явки и пароли, путать документы (а за каждую повторную подачу на визу надо платить дополнительно, плюс с каждым разом уменьшается возможность получить одобрение – американская бюрократия смотрит на предыдущие отказы), или всё-таки заплатить. Плюс, это неплохой маркёр для тех, кто сомневается — если уж вы готовы заплатить за это ещё ДО выезда, значит, вы настроены серьёзно. Сейчас, насколько я понимаю, это самый простой способ уехать в США, если вы относитесь к категории талантливых людей (дизайнеры, музыканты, художники, программисты и не только).
Вот, рассказал, как умел, не обессудьте — чукча не читатель и не писатель, а всё-таки режиссёр. Прикладываю более привычный мне видеоформат с советами, возможно, он тоже будет вам полезен:
А пока призываю — спрашивайте, комментируйте, делитесь своим опытом, если у вас был такой. Задавайте вопросы. Как я предложил выше, в следующем посте, если вам интересно, я расскажу, как мы обустраивались в США, и чем я планирую тут заниматься в самое ближайшее время.