Мерч как высказывание — от субкультур и политических протестов до коронавируса и экологии

Мерч всегда был одним из самых ярких способов проявления индивидуальности, а также взглядов и убеждений. В 50-60-х годах мерч как способ высказывания возник и распространился в сфере моды, искусства, спорта и политики. Рассказываем, почему мерч — это гораздо больше, чем просто коллекция одежды с логотипом бренда.

Субкультуры и политические движения

В Америке конца 1960-х годов мерч стал элементом сопротивления. На волне протеста против войны во Вьетнаме, появилось движение хиппи, они выделялись яркой и свободной одеждой и не менее заметными взглядами и образом жизни. Представители этого движения использовали пацифик — знак, символизирующий мир, тем самым выражая свое отношение к военным действиям. Одежда и аксессуары с этим знаком получили широкое распространение, их стали носить не только представители субкультуры, но и все, кто хотел выразить несогласие с военными действиями.

Примерно в это же время аксессуары с той или иной символикой начали использовать на политических демонстрациях. Так, во время «Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу» участникам раздавали значки с изображением рукопожатия — символа солидарности, межрасового сотрудничества и движения за гражданские права. До сих пор мерч — необходимый инструмент политических кампаний во всем мире.

<i>Участники «Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу» со значками 1963 г. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F&postId=453168" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></i>
Участники «Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу» со значками 1963 г. Источник

Музыкальная и киноиндустрия

Один из самых коммерчески успешных персонажей мерча — Микки Маус. В 1929 году Дисней Уорлд предложили $300 за изображение Микки Мауса, благодаря этой сделке он смог профинансировать производство на студии. Так на рынках по всему миру появился широкий ассортимент продукции Disney, от кепок и футболок до мыла, мороженого и браслетов Cartier.

Музыка также не отставала от киноиндустрии. Футболка с изображением музыкальной группы стала феноменом, дающим чувство сопричастности к кумиру. Покупая такую вещь после концерта, фанаты могли сохранить память о событии. При этом для артистов продажа музыкального мерча могла принести даже больше прибыли, чем выпуск альбома. В 1956 году запустил эстафету музыкального мерча Элвис Пресли, став первым, кто начал тиражировать продукцию со своим именем и изображением.

<i>Реклама мерча Элвиса Пресли в газете. <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.elvis-history-blog.com%2F&postId=453168" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a></i>
Реклама мерча Элвиса Пресли в газете. Источник

Абсолютного успеха в распространении мерча добилась группа The Beatles. На пике популярности музыкантов было продано более 1 миллиона футболок с изображением группы всего за 3 дня.

Крупные компании до сих пор выпускают коллекции с легендарными музыкантами, актерами, фильмами: H&M делали коллекцию футболок и свитшотов с Nirvana, множество брендов —от одежды до мобильных телефонов и ювелирных украшений — использовали персонажей Disney и этот список можно продолжать очень долго. При этом, если раньше подобный мерч носили в основном поклонники артистов, его было трудно достать, а продавалась такая одежда в специализированных магазинах, то сейчас мерч стал настолько популярным и доступным, можно не знать ни одной песни группы AC/DC, при этом носить их футболку.

Социальная позиция

Мерч активно используется для различных социальных высказываний. Например, одежда с надписью “Go vegan“ служит для призыва следовать принципам веганства, а с цифрой 60 — напоминает о международной акции Час Земли.

Коронавирус создал не только тренд на защитные маски и перчатки, но и на тематический мерч, особенно заметно это было в противостоянии сторонников и противников вакцины.

<p><i>Мерч для компании KFC by AmRest от бренда IRiTS</i></p>

Мерч для компании KFC by AmRest от бренда IRiTS

Во время пандемии COVID-19 мерч стал одним из главных языков общения, компании и активисты выпустили коллекции значков, футболок, носков, наклеек и других аксессуаров с надписью “Я вакцинирован” или же, напротив, с призывами отказаться от вакцины. В России были выпущены футболки с надписями “А ты со спутником?” и “Я со спутником” в рамках вакцинации “Спутник V”.

Сейчас мерч продолжает оставаться одним из способов визуальной коммуникации с окружающим миром, одним из инструментов, позволяющим высказать свои взгляды и обозначить позицию. Коммерческим брендам и компаниям мерч помогает объединить вокруг себя сотрудников и создать комьюнити единомышленников, разделяющих корпоративные ценности.

Команда бренда IRiTS помогает компаниям создавать качественный мерч, который хочется использовать в повседневной жизни.

5
2 комментария