Почему важно оставаться анонимным в сети Интернет
Личные данные пользователей — новая «нефть» — их регулярно сливают, продают и перепродают.
Мы каждый день что-то пишем, выкладываем и ищем в Интернете, регистрируемся в различных сервисах и все эти действия становятся «цифровым следом». Он содержит данные разных типов: тексты, видео- и аудиозаписи, картинки, геолокация, метаданные, наши контакты, телефонные номера, история посещений сайтов и запросов, покупки и многое другое. То, что попало в сеть Интернет, навсегда останется в ней.
Может показаться, что один и тот же номер телефона или e-mail, указанный в форме обратной связи на сайте, при регистрации в мессенджере, в соцсети и в банке, не приводит к деанонимизации пользователя, то представьте, что будет если все данные с различных сервисов будут объединены в единую базу данных (например, по номеру телефона или e-mail). Такие объединенные данные уже представляют реальную ценность.
В Интернете продается много баз данных: их спокойно можно найти в поисковиках, соцсетях и мессенджерах. Достаточно вбить в поиске, «купить базу данных» или «базы данных», и сразу выскакивают сайты, где продаются сведения о состоятельных людях, пенсионерах, мигрантах, должниках, автовладельцах и так далее, в зависимости от цели.
Все эти данные мошенники могут купить в Интернете и использовать по своему усмотрению.
Все соцсети и мессенджеры собирают и хранят персональные данные пользователей. Какие именно данные и зачем их собирают, можно узнать в пользовательском соглашении. Его мы принимаем при регистрации.
Если обобщить, то собираются и анализируются следующие данные:
• Регистрационные — их мы раскрываем, когда создаём аккаунт: имя, фамилия, пол, возраст, место жительства, номер телефона, e-mail и так далее. То, что рассказываем о себе: профессия, семейное положение, интересы. А также все изменения в профиле: смена работы, города, семейного статуса.
• Наши действия в сети: фотографии, которые мы выкладываем (а также подписи к ним и место, где они были сделаны), посты, лайки, хештеги, репосты, комментарии, просмотренные видео, просмотр других профилей, контент, который мы прочитали или удалили из ленты, сообщения. Информация о том, куда мы кликаем, что покупаем, по каким ссылкам переходим, сколько времени проводим в окне с вкладкой соцсети, как часто.
• Подписки на сообщества и история подписок, ваши публикации в них.
• Список друзей и подписок, история их добавления. Исходящие и входящие контакты, в том числе из других соцсетей.
• Данные об устройстве входа: операционная система, модель телефона, браузер, IP-адрес, установленные приложения, уровень заряда батареи. Также анализируются движения мыши и сигналы с камеры.
• Сеть и связь: мобильный оператор и провайдер, язык, часовой пояс, номер телефона, скорость связи, ближайшие пункты доступа к Wi-Fi.
• Имена и типы файлов на устройстве, названия программ и приложений, контакты из адресной книги.
• Cookie-файлы, данные о пользователе со сторонних ресурсов и собранные партнёрами. Такими партнёрами могут быть, например, платёжные интернет-сервисы, онлайн-магазины. Например, чтобы эффективнее работать с рекламой, владелец сайта устанавливает «пиксель» — код, который записывает, какие страницы смотрел пользователь, сколько времени провёл на сайте, что купил и так далее.
• Геоданные (наше местоположение и перемещения).
• То, что рассказывают о нас другие люди, когда отмечают нас на фото, делятся публикацией или репостят нашу, упоминают о нас в сообщениях.
Например, все без исключения мессенджеры декларируют «защищенность».
Сквозное шифрование данных действительно надежно шифрует трафик и защищает их от перехвата любыми посредниками (провайдерами интернет доступа и другими посредниками), но основательно умалчивается, что коммуникации пользователей осуществляются не посредством peer-to-peer, а через сервер-посредник, который выступает в роли молчаливого слушателя и сохраняет всю переписку пользователей, и транскрибирует в текст (для удобства хранения и поиска) все аудиозаписи диалогов. К слову, именно транскрибирование в текст аудиозвонков составляет основную статью расходов всех «разрешенных» мессенджеров.
Содержание какой-либо соцсети или мессенджера — это затратное удовольствие.
На любом Интернет-проекте нужно зарабатывать.
Получается:
- мессенджеры получают от своих пользователей огромное количество «полезной» информации;
- на мессенджерах тяжело зарабатывать;
- мессенджеры дорого содержать.
Какой напрашивается вывод?
Помните поговорку – «Если вы не платите за товар, значит вы и есть товар». Есть частные компании, типа Cambridge Analytica, которые готовы личные данные пользователей скупать.
Например, бывает такое, вы искали какой-то товар в интернете или обсуждали его по мессенджеру, а потом видите рекламный баннер именно с ним. Или отправили кому-то фотографию гаджета, который собираетесь купить, и вот уже натыкаетесь на его рекламу в сети Интернет. Это таргетированная реклама, настроенная под ваши запросы определённым способом, ваши данные были проданы.
Отсюда следует, что то говорить о «защищённости» данных в неанонимных сервисах – это полный абсурд! По факту, всем без исключения неанонимным мессенджерам для собственного «выживания» просто необходимо «читать» и продавать переписку и транскрибированные в текст аудио звонки своих пользователей.
Всем тем, кто думают, что «их не прослушивают» рано или поздно выйдет им боком - запомните эти слова!
Сегодня обыватель живёт в комфорте и наслаждается благами цивилизации, получая удовольствие от регистрации/авторизации в привычных сервисах в один клик (по номеру телефона или учетке в соцсети). В таких условиях ему совершенно ни к чему прикладывать усилия для поиска анонимных аналогов.
Но эти райские условия не продлятся вечно. За всё в этой жизни приходится платить. И тогда до людей начнёт доходить истинная цена этого мифического комфорта.
Однажды инженер Чжа Вынь обратился к Учителю:
– Один достойный уважения человек сказал мне, что шифровать электронную почту неправильно. Поскольку честному человеку нечего скрывать, шифрованная переписка неизбежно привлечёт внимание Охранительного ведомства. Учитель, что вы об этом думаете?
Инь Фу Во ответил:
– Благородный муж имеет чувство стыдливости. Он закрывает одеждой свою наготу. Вовсе не потому, что лицезрение другими принесёт ему ущерб. Но такова воля Неба, и таков ритуал. Честному человеку есть, что скрывать.
Интернет помнит все, единственным способом защитить себя от слива своих же конфиденциальных данных - это не указывать любые данные, которые могут деанонимизировать вас в сети Интернет .
Т.е. не пользоваться соцсетями и мессенджерами, которые запрашивают номер телефона, e-mail или любые другие личные данные.
Однажды инженер Чжа Вынь обратился к Учителю:
– Зачем нам шифровать содержимое дисков? Зачем нам VPN? У нас нет противозаконной информации.
Мудрый Инь Фу Во ответил:
– Безгрешность – не результат праведности, а результат наивности.
На первый взгляд, это может показаться невозможным. Но это совсем не так! Все соцсети и мессенджеры можно без ущерба для коммуникаций заменить на анонимные и децентрализованные аналоги и сервисы с нулевым доступом, в которых используется сквозное шифрование (владельцы сервиса не могут получать доступ к приватной переписке).
Очевидный плюс анонимных соцсетей и мессенджеров, что в них нет спама и рекламы, так как анонимные пользователи не приносят дохода, с другой стороны, неанонимные соцсети и мессенджеры создают неудобства при получении SMS-сообщений на личный номер телефона в случае переезда пользователя в другую страну, при утере SIM-карты или при использовании eSIM, или когда Интернет в смартфоне есть, а номера телефона нет.
ЗАПОМНИТЕ ПРОСТОЕ ПРАВИЛО!
По любым вопросам, не связанным с получением денег или других имущественных благ (личное имущество, работа, счет в банке), НЕ сообщайте свои личные данные и номер телефона!
Моя подборка анонимных сервисов для коммуникаций выглядит так:
- децентрализованная социальная сеть: https://fediverse.party/;
- личная и рабочая почта: https://protonmail.com/ или любая другая без регистрации по номеру телефона;
- поисковик: https://duckduckgo.com/;
- онлайн площадка для публичного общения: https://vc.ru/ и https://habr.com/;
- анонимный мессенджер для приватного общения:
Какие анонимные сервисы коммуникаций используете вы?