Зачем мне эта геометрия: почему в будущем не будет ненужных знаний

Артем Кумпель, генеральный директор Севергрупп TalentTech, о том, как будет учиться человек через 50 лет.

Артем Кумпель, Севергрупп TalentTech
Артем Кумпель, Севергрупп TalentTech

Рынок образования сейчас – это динозавр. Очень консервативный, очень неповоротливый и статичный. Модель нуждается в преобразовании уже давно, однако в России предпочитают не плановую профилактику, а кризисное лечение.

Поэтому сегодня на рынке переизбыток специалистов определенного перечня наряду с катастрофическим недостатком в других. Поэтому сегодня выпускники, имея багаж знаний десятилетней давности, на практике бесполезны для работодателя. И поэтому же систему образования ждут радикальные изменения, и они должны сделать её гибкой и отвечающей современности. В будущем изменятся не только образовательные модели, но и отношение к образованию со стороны государства, требования учеников и родителей, полноправными участниками рынка станут потенциальные работодатели со своими ожиданиями.

I. Дошкольное образование: от развлечения к развитию

Начало переменам положат изменения в системе дошкольного образования. Игровой принцип обучения сохранится, но не на уровне стандартной подготовки к школе (обучение письму, счету и чтению). Обучающие модули будут нацелены на развитие ребенка через ежедневные открытия, главная цель которых - привить ребенку интерес к самому процессу обучения. Подобный подход внедряется постепенно в частных детских садах и клубах, но с течением времени станет нормой и в обычных.

II. Школьное образование: индивидуальный конструктор

В привычном нам понимании среднее образование перестанет существовать. Классические 10 лет сократятся до 5-7, вопросы специализации и профориентации будут более ранними и гибкими, учитывающими не только обязательный пласт знаний, но и личные интересы и психологические особенности учеников. Задолго до поступления в ВУЗ у детей будет сформированный персонализированный конструктор уроков. «Физики», «лирики», «химики» останутся в прошлом, появятся «искусствовед со знанием Java» или «нейробиолог с глубоким знанием истории Англии 19 века».

III. Высшее образование: кастомизация подхода

За счет государства учащиеся смогут получить базовое высшее образование, на это им потребуется 2-3 года. Дальше студентов подхватят компании-работодатели. Менторы будут формировать прикладные навыки, полезные для будущей трудовой деятельности. В результате студент не будет сомневаться, что знания ему действительно понадобятся, а работодателям не придется затрачивать дополнительное время и средства на переобучение.

IV. Смешанное образование: онлайн станет обыденностью

Российский EdTech стабильно увеличивается и в пятилетней перспективе можно ожидать рост на 20% ежегодно. Однако полностью в онлайн мы не уйдем, ведь таким образом теряются основополагающие функции образования – социализация и общение. Поэтому формат blended learning (сочетание оффлайновых занятий и дистанционных курсов) приобретает все больше сторонников в силу своей эффективности и гибкости и завоевывает доверие людей.

V. Lifelong Learning

Все эти изменения объединяются в фундаментальный принцип Lifelong Learning (обучение на протяжении всей жизни), впервые упомянутый Лесли Уоткинсом. Образование больше не будет конечным: школа, университет, выход на работу и, возможно, повышение квалификации через десять лет. Образование больше не будет считаться временным периодом, это характеристика ритма жизни. Мы будем учиться всегда и везде, не привязываясь ко времени, месту, образу жизни. И это касается не только самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.

Вместо предоставления типизированных знаний акцент в образовательных программах сместится на умение получать и обрабатывать информацию самостоятельно, адаптировать и применять новое в своей профессиональной сфере. Нас ждет значительное увеличение количества образовательных программ для разных слоев населения, построенных целиком на кейсах, а не теории.

Сменить квалификацию, пройти программу профессиональной переподготовки, изучить дополнительный иностранный язык необходимо будет в любой период жизни. Работодатели будет акцентировать внимание на постоянном обучении и развитии сотрудников. А требовать этого будет рынок труда, где одного диплома, полученного десять лет назад, будет мало.

2525
36 комментариев

просто по теме ...
— Ты любишь математику больше, чем меня!
— Дорогая! Как ты могла подумать!
— Ну тогда докажи!
— Ладно. Пусть R—множество всех любимых объектов…

.. и мой любимый:

Вот уже более 20 лет, я жду Синуса, Косинуса, Тангенса и Котангенса, которые мне должны были здорово пригодиться в жизни, и из-за которых так расстраивалась моя детская психика…

17
Ответить

есть теория, что их нарочно придумали, чтоб запутать понимание математики у масс.

2
Ответить

Если дела в мире пойдут как сейчас - перенаселение, войны, ломка систем - то через 50 лет люди будут учиться считать на пальцах.

14
Ответить

А 4 МИРАВАЯ БУДЕТ С ПОМАЩЬЮ ПАЛОК И КАМНЕЙ)))00)00

9
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Советская фантастика была безмерно сурова, и все в ней бегали, прыгали и осваивали новые станки с таким безмерным энтузиазмом, в скобках как-то успевая завести детей (обычно не прерывая познавательного и трудовых процессов).
Как говорится, значение фразы "мальчик в клубе склеил модель" сильно поменялось с 70-х до до 90-х ...

8
Ответить

Образование в России - это динозавр, который нужно реформировать, с этим тезисом не поспоришь. Но дальше статья во многом утопичная. Например, "вопросы специализации и профориентации будут более ранними и гибкими". Народ и в 16-17 лет не всегда ясно понимает, что он на самом деле хочет и что будет актуально и востребовано в ближайшее время. Поэтому сейчас большой спрос на переориентацию и даже получение нового базового образования в зрелом возрасте. А вы хотите совсем юных ребят профориентировать и давать лишь необходимые и интересные им предметы. В перспективе это означает: если они поймут, что шли не туда, и захотят изменить свой жизненный трек, им будет сложнее, т.к. во многих сферах у них не будет даже элементарной базы знаний, ведь им её не дали.
Про корпорации, которые будут заниматься образованием и массовым взращиванием кадров, тоже утопично. Массово это делать всё равно не выйдет: мало кому нужно даже +50 зеленых сырых сотрудников ежегодно, а про сотни и тысячи и речи нет. Точечные школы при корпорациях будут, но это не изменит систему. Ну и надо понимать, что менталитет самих работников изменился: мало кто готов сидеть в одной компании даже 10 лет. Люди меняют работодателей в поисках лучших условий, лучших проектов, лучших команд. Некоторые мои знакомые меняют работу примерно раз в полгода, и чувствуют себя прекрасно, каждый раз уходя на всё большую зарплату.

10
Ответить