Зачем мне эта геометрия: почему в будущем не будет ненужных знаний
Артем Кумпель, генеральный директор Севергрупп TalentTech, о том, как будет учиться человек через 50 лет.
Рынок образования сейчас – это динозавр. Очень консервативный, очень неповоротливый и статичный. Модель нуждается в преобразовании уже давно, однако в России предпочитают не плановую профилактику, а кризисное лечение.
Поэтому сегодня на рынке переизбыток специалистов определенного перечня наряду с катастрофическим недостатком в других. Поэтому сегодня выпускники, имея багаж знаний десятилетней давности, на практике бесполезны для работодателя. И поэтому же систему образования ждут радикальные изменения, и они должны сделать её гибкой и отвечающей современности. В будущем изменятся не только образовательные модели, но и отношение к образованию со стороны государства, требования учеников и родителей, полноправными участниками рынка станут потенциальные работодатели со своими ожиданиями.
I. Дошкольное образование: от развлечения к развитию
Начало переменам положат изменения в системе дошкольного образования. Игровой принцип обучения сохранится, но не на уровне стандартной подготовки к школе (обучение письму, счету и чтению). Обучающие модули будут нацелены на развитие ребенка через ежедневные открытия, главная цель которых - привить ребенку интерес к самому процессу обучения. Подобный подход внедряется постепенно в частных детских садах и клубах, но с течением времени станет нормой и в обычных.
II. Школьное образование: индивидуальный конструктор
В привычном нам понимании среднее образование перестанет существовать. Классические 10 лет сократятся до 5-7, вопросы специализации и профориентации будут более ранними и гибкими, учитывающими не только обязательный пласт знаний, но и личные интересы и психологические особенности учеников. Задолго до поступления в ВУЗ у детей будет сформированный персонализированный конструктор уроков. «Физики», «лирики», «химики» останутся в прошлом, появятся «искусствовед со знанием Java» или «нейробиолог с глубоким знанием истории Англии 19 века».
III. Высшее образование: кастомизация подхода
За счет государства учащиеся смогут получить базовое высшее образование, на это им потребуется 2-3 года. Дальше студентов подхватят компании-работодатели. Менторы будут формировать прикладные навыки, полезные для будущей трудовой деятельности. В результате студент не будет сомневаться, что знания ему действительно понадобятся, а работодателям не придется затрачивать дополнительное время и средства на переобучение.
IV. Смешанное образование: онлайн станет обыденностью
Российский EdTech стабильно увеличивается и в пятилетней перспективе можно ожидать рост на 20% ежегодно. Однако полностью в онлайн мы не уйдем, ведь таким образом теряются основополагающие функции образования – социализация и общение. Поэтому формат blended learning (сочетание оффлайновых занятий и дистанционных курсов) приобретает все больше сторонников в силу своей эффективности и гибкости и завоевывает доверие людей.
V. Lifelong Learning
Все эти изменения объединяются в фундаментальный принцип Lifelong Learning (обучение на протяжении всей жизни), впервые упомянутый Лесли Уоткинсом. Образование больше не будет конечным: школа, университет, выход на работу и, возможно, повышение квалификации через десять лет. Образование больше не будет считаться временным периодом, это характеристика ритма жизни. Мы будем учиться всегда и везде, не привязываясь ко времени, месту, образу жизни. И это касается не только самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.
Вместо предоставления типизированных знаний акцент в образовательных программах сместится на умение получать и обрабатывать информацию самостоятельно, адаптировать и применять новое в своей профессиональной сфере. Нас ждет значительное увеличение количества образовательных программ для разных слоев населения, построенных целиком на кейсах, а не теории.
Сменить квалификацию, пройти программу профессиональной переподготовки, изучить дополнительный иностранный язык необходимо будет в любой период жизни. Работодатели будет акцентировать внимание на постоянном обучении и развитии сотрудников. А требовать этого будет рынок труда, где одного диплома, полученного десять лет назад, будет мало.