Основатель «Делимобиля» о планах сервиса: из России уходить не собираются, IPO может пройти в 2023 году в Китае
Главное из интервью РБК с основателем сервиса Винченцо Трани.
- Уходить с российского рынка «Делимобиль» не будет, у него «большие перспективы развития» в стране. По словам Трани, люди привыкли пользоваться каршерингом и есть перспектива запуска в новых городах, где ещё нет «Делимобиля».
Всегда использую простую логику: для выхода из бизнеса нужен аргумент. Таким аргументом может быть value [ценность]. Если есть предложение, и оно соответствует стоимости компании, то это один разговор. А если этого нет (а этого сейчас нет), то о чём может идти речь?
- 8 ноября 2021 года «Делимобиль» должен был начать торговаться на Нью-Йоркской и Московской биржах, но отложил IPO на 2022 год из-за «рыночных условий». Часть средств в итоге компания привлекла, разместив 6 июля облигационный займ на 3 млрд рублей. Деньги пойдут на развитие бизнеса в России: расширение парка и городов присутствия, технологии и инфраструктуру.
- Сейчас «Делимобиль» работает в 10 городах России, в парке — 20 тысяч машин. В год количество автомобилей планируют увеличивать на 10-12 тысяч. Проблем с их покупкой быть не должно: сервис уже покупал российские машины и тестировал китайские. Кроме того, каршеринг использует договоры финансового, а не операционного лизинга — это значит, что после 2-3 лет выплат «Делимобиль» оставляет машину себе, а не отдаёт лизингодателю.
- Трани говорит, что часто использует облигации, потому что они дают независимость от банка, в отличие от кредита. К тому же, так можно стать более публичными для инвесторов и поддерживать с ними прямые отношения.
- После начала «спецоперации» пришлось внести настройки в бизнес, но радикальных изменений в его структуре не было. Сложности есть, но в компании придерживаются позиции, что занимаются бизнесом, а не политикой. Вести его в России и Беларуси «мешают эмоции» — но они появились не 24 февраля, а ещё с 2014 года, так как Трани «единственный западный инвестор, который решил вкладываться в Россию после ситуации с Крымом». По словам Трани, он любит «плыть против течения», если в этом есть смысл — и «Делимобиль» доказывает, что он есть.
- Продавать «Делимобиль» Трани не собирается. Компания всё ещё заинтересована в выходе на биржу и видит большой потенциал в размещении в Китае — оно может состояться в 2023 году.
Занимаюсь бизнесами, как детьми: развиваю, вкладываю и радуюсь успехам. Никогда не продавал бизнесы, которые создал с нуля, только те, которыми управлял. Создавая компанию с нуля, руководствуюсь логикой работы на дивиденды. Если ты создал эффективный бизнес, с положительной EBITDA, желание его продать уже не очень большое, разве что это должно быть суперпривлекательное предложение. Предпочитаю строить компании на долгосрочную перспективу. Мне 48 лет, поэтому ещё есть время развивать.