Сравниваем Ozon, Яндекс Маркет и Wildberries. Где выгоднее торговать?
Уровень комиссий, которые маркетплейсы берут с продавцов, часто меняется. Поэтому вопрос «а где выгоднее продавать?» не устаревает никогда. Особенно актуален он становится летом, когда продавцы готовятся к высокому сезону в сентябре-декабре. Сегодня поговорим о том, как разобраться в комиссиях основных маркетплейсов.
В этой статье я сравню тарифы основных маркетплейсов на разные услуги, чтобы понять, что и где дешевле продавать в высокий сезон, но сначала — немного теории.
Как известно, с маркетплейсами можно сотрудничать по трем моделям:
● Delivery by Seller (DBS) — продавец делает все сам. Сам организует доставку, сам находит склад для хранения товара, сам занимается сортировкой и упаковкой. Маркетплейс в этом случае только предоставляет витрину.
● Fulfillment by Seller (FBS) — в дополнение к витрине маркетплейс берет на себя доставку товара. Вопрос хранения и складской обработки в этой модели продавец по-прежнему решает самостоятельно.
● Fulfillment by Operator (FBO) — модель, при которой сотрудничество между маркетплейсом и продавцом наиболее тесное. От продавца требуется только отвезти товары на склад, все остальные задачи по хранению и доставке выполнит маркетплейс
Модели могут называться по-разному: у Яндекса FBO — это FBY (Fulfillment by Yandex), а у Wildberries DBS — это Real FBS. Кроме того, существуют и дополнительные модели, например FBS Express у Яндекса — модель с ускоренной доставкой.
Комиссии отличаются в зависимости от модели: чем больше услуг предоставляет маркетплейс, тем выше будет комиссия. При этом не факт, что самостоятельно хранить и доставлять выйдет дешевле. Разница в комиссиях между маркетплейсами за одно и то же действие может быть очень большой. Давайте посмотрим.
OZON
Витрина: от 2% (благотворительность) до 15% (аксессуары для электроники, интим, электронные сигареты, книги). На основные категории комиссии держатся в районе 5–8%. Вот здесь можно посмотреть подробную таблицу.
Эквайринг: включен в комиссию. Это значит, что точно сказать, какой процент взимается с выплат, мы не можем — эта комиссия есть, но она непрозрачная.
Доставка и складская обработка: как и у Яндекса, удобнее всего комиссии за склад и доставку приведены в официальной табличке на сайте Ozon. Вот они:
У Ozon также много дополнительных опций — утилизация товара, прием возвратов, обработка брака и так далее. Их полный список можно почитать тут.
Яндекс Маркет
Витрина: от 1% (ремонт) до 15% (интим-товары). В основном комиссии на основные категории товаров располагаются на уровне 4–8%. Вот здесь можно посмотреть подробную таблицу.
Эквайринг: от 1% до 2,2%. Комиссия зависит от того, как часто вы хотите получать выплаты. Выгоднее всего установить частоту выплат «раз в месяц», тогда комиссия будет самой низкой — 1%. Если хотите получать деньги чаще, придется заплатить побольше.
Доставка и складская обработка:
С 1 июля тарифы понизились — складская обработка стала стоить 3% вместо 4% (минимум 20 рублей и максимум 60 рублей).
У Яндекса есть еще несколько дополнительных платных опций, например хранение излишков или утилизация товара, так что финальная стоимость зависит от того, какие опции вам нужны. На практике к ним приходится прибегать редко — просто старайтесь вести бизнес аккуратно, не допускать простоев и порчи товара.
Wildberries
Официально Wildberries не публикует тарифы на свои услуги в открытом доступе, а информация из сторонних источников чаще всего устаревшая. Это, на мой взгляд, странный подход к привлечению продавцов, но давайте попробуем восстановить картину по тем данным, которые имеем.
Витрина: по данным этого сайта (самое свежее, что мне удалось найти), комиссия составляет от 5% до 15%. При этом многие предметы из наиболее распространенных категорий, например спортивные или хозяйственные товары, попадают в категорию 10% или даже 12%.
Экваринг: найти отдельную комиссию за эквайринг на Wildberries мне не удалось, поэтому будем считать, что она скрытая — то есть вшита в основную комиссию, как и на Ozon.
Доставка и складская обработка: стоимость доставки варьируется от 30 до 900 рублей в зависимости от габаритов товара и категории. Стоимости работ по сортировке, упаковке и прочим складским услугам мне найти не удалось. Однако в СМИ можно увидеть несколько сообщений об увеличении цены хранения: сначала в июне, а затем и в июле — правда, часто без конкретных цифр.
Вывод
Давайте подведем итоги и сравним все три основных маркетплейса по комиссиям и стоимости услуг.
Витрина и эквайринг. Комиссии за размещение товара на площадке у Яндекса и Ozon очень похожи. Яндекс предоставляет больше опций для вывода денег, позволяя сэкономить на более редких выплатах, — у Ozon комиссия за эквайринг вшита в основную. В целом, большой разницы между ними по этому параметру я не вижу. На их фоне выделяется Wildberries с комиссиями заметно выше.
Доставка и складская обработка. Здесь преимущество на стороне Яндекса. Доставка между разными городами у него значительно дешевле, чем у Ozon. Дешевле обойдется и хранение на складе, а также складская обработка товара. Тарифы Wildberries мне оценить сложно, так как в открытом доступе их нет, а на неофициальных сайтах они приведены не полностью.
Напоследок давайте откроем калькуляторы расходов Яндекса и Ozon и сравним выручку при разных комиссиях.
Например, вы продали пару ботинок за 5000 рублей из Москвы в Казань по модели FBO. В Яндексе вы получите 4750 рублей выручки, на Ozon — 4197.
Или ваш товар — смеситель для ванной, который вы продали за 750 рублей внутри Москвы по модели FBS. В Яндексе вы получите 585 рублей, а на Ozon — 563.
Еще пример: вы продали стиральную машину из Санкт-Петербурга в Калининград за 35000 рублей по модели FBO. Ваша выручка в Яндексе — 32750 рублей, на Ozon — 31810 рублей.
Ситуация на рынке меняется постоянно, поэтому, чтобы быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на мой Telegram-канал.