Карьера менеджера по продукту: как стать продактом и куда можно расти?

Продакт-менеджеров часто называют мини-CEO, подразумевая, что эта роль сопряжена со значительным влиянием на продукт. При этом степень влияния на продукт зависит от его опыта и уровня решаемых задач. В этой статье я расскажу какие ступеньки есть в карьере продакт-менеджера, как отличаются решаемые задачи и на какую зарплату можно рассчитывать в разных странах.

Карьерная лестница менеджера по продукту
Карьерная лестница менеджера по продукту

Associate Product Manager

Начнем с самой первой ступеньки в карьере продакт-менеджера. Попасть на эту роль без опыта и извне бывает довольно сложно – ровно как и Junior-разработчику найти первую работу. Компании неохотно берут людей совсем без опыта, а пройденные курсы по продакт-менеджменту часто не имеют значения для работодателя.

Хотя есть и исключения. Некоторые крупные компании сами организовывают курсы для продактов. В таких случаях по окончании курсов бывает возможность устроиться на работу в эту компанию или, как минимум, завести полезные знакомства. В России есть, например, курсы управления продуктами от Тинькофф Финтех и Школа продакт-менеджеров Яндекса. Если знаете еще – пишите в комментариях.

Внутренний переход на позицию младшего продакт-менеджера гораздо более распространен. Чаще всего на эту роль переходят разработчики, проджект-менеджеры, продуктовые и системные аналитики, маркетологи. Основные плюсы того, чтобы взять кого-то изнутри – кандидат хорошо знаком с продуктом, его знает команда, а руководитель представляет что от него можно ожидать. Переход может происходить плавно – часть рабочего времени начинает выделяться на продуктовые задачи и, если человек справляется, эта доля постепенно растет, пока полностью не перекроет прежние задачи.

Чем занимается Associate Product Manager

Перед младшими продакт-менеджерами обычно ставят задачи в виде некой существующей проблемы и предложенного варианта решения этой проблемы.

Например, руководитель замечает, что в мобильном приложении, скажем, по доставке еды низкая конверсия в оплату заказа (по сравнению с похожими продуктами или бенчмарками по рынку). Рождается гипотеза – пользователю неудобно вводить данные карты в приложении и ситуацию может исправить внедрение оплаты через Google Pay / Apple Pay. В данном случае есть проблема и есть предполагаемое решение. На плечи младшего PM ложится задача спроектировать решение, продумать с дизайнером удобный интерфейс, проконтролировать процесс разработки и выпустить решение в продакшн.

Пока напоминает задачу для проджект-менеджера, не так ли? Но, в отличии от проджекта, цель Associate PM не просто выпустить решение в продакшн, а решить поставленную проблему. Поэтому после релиза младший продакт-менеджер пойдет проверять аналитику, чтобы убедиться, что внедренное решение действительно сработало и конверсия в оплату выросла. Кроме того, чтобы спроектировать фичу удобной для пользователя, в процессе работы младший продакт-менеджер может изучать пути пользователей в аналитике и/или провести с ними серию интервью, чтобы понять как сейчас они оплачивают заказы в мобильном приложении и с какими трудностями сталкиваются.

Сколько зарабатывает Associate Product Manager

US – $60 000 – $100 000 в год
UK – £35 000 – £45 000 в год
RU – ₽600 000 – ₽1 200 000 в год

Здесь и далее зарплаты указаны в качестве ориентира и в зависимости от конкретной компании/локации могут различаться. Цифры на основе собственных данных + дополнительно проверены источниками в интернете. При расчете не учитывались годовые бонусы и опционы, которые могут увеличивать сумму годового дохода еще на 20-150+% (в зависимости от занимаемой позиции, самой компании, роста стоимости акций, и т. д.)

Product Manager

По мере решения продуктовых задач Associate PM обрастает продуктовым опытом и знаниями. Здесь важную роль играет наличие более опытного товарища в роли ментора, который обучит всему что знает сам. Но обычно 1-2 года работы на позиции Associate PM вполне достаточно, чтобы накопить за плечами ряд успешных кейсов и быть готовым шагать на следующую ступеньку.

Чтобы быстрее вырасти до менеджера по продукту нужно учиться фокусироваться на проблеме в целом, а не только на уже имеющемся варианте ее решения. Вероятно, вы найдете более быстрое либо более эффективное решение, которое способно решить проблему быстрее или лучше.

Покажите, что вы умеете не только успешно реализовывать предложенные решения, но и самостоятельно находить решение проблемы.

Чем занимается Product Manager

Хоть это самая распространенная роль в продуктовом карьерном треке, продакт-менеджер продакт-менеджеру рознь. Дело в том, что набор необходимых скиллов и решаемые задачи могут различаться в зависимости от того, что у вас за продукт и для кого он предназначен.

Например, продуктом вполне может быть внутренний технический сервис (биллинг, автоматизация процессов, CRM и т. д.), целевые потребители которого находятся в этой же компании. В таком случае от продакт-менеджера может требоваться технический бэкграунд, опыт работы над похожими продуктами (по решаемой задаче, по стеку технологий). Основными метриками могут быть стабильность, производительность и масштабируемость. При этом такой продакт-менеджер может совсем не иметь опыта с проектированием клиентских интерфейсов.

Если же продукт – это мобильное приложение для заказа еды, то основными метриками могут быть количество активных пользователей, количество заказов, размер выручки и т. д. Здесь от продакта, скорее всего, потребуется умение хорошо понимать задачи и пути пользователя (JTBD, CJM, zoom in — zoom out, UX research) , разбираться в аналитике и метриках (engagement, aaarrr, NSM) . Так же может быть необходимым понимание работы рекламных каналов, умение считать Unit-экономику или быстро строить и проверять прототипы новых фич.

Какие задачи стоят перед менеджером по продукту? Вкратце их можно охарактеризовать как «решать проблемы продукта, о которых уже известно».

Рассмотрим пример выше, когда компания обнаружила низкую конверсию в оплату в мобильном приложении по доставке еды. В таком виде проблема может быть сформулирована перед продакт-менеджером для того, чтобы найти и выпустить решение. Выбор конкретных способов решить проблему остается за ним: можно внедрить Apple Pay / Google Play, добавить автозаполнение полей или запоминать данные введенных ранее карт, чтобы в последующие разы не приходилось заполнять все по новой.

Стоит отметить, что во многих компаниях (российских и зарубежных) роль Product Manager разбивается еще на 2-3 ступени в зависимости от опыта и способностей продакт-менеджера. На сайте Levels. fyi вы можете посмотреть, например, как выглядит лестница для продактов в Google, Facebook, Twitter, Amazon и Airbnb и как они между собой соотносятся.

Сколько зарабатывает Product Manager

US – $100 000 – $170 000 в год
UK – £55 000 – £85 000 в год
RU – ₽1 600 000 – ₽2 400 000 в год

Senior Product Manager

Чтобы вырасти до уровня Senior, необходимо показать умение успешно решать возникающие проблемы. Важно уметь определять, какие проблемы требуют немедленных (иногда даже «костыльных» решений), а в каких случаях стоит поработать над более эффективным способом решить проблему.

Хороший показатель того, что вы готовы к следующей ступени – уметь не только решать проблемы, но и вовремя обнаруживать их. Необходимо практиковаться в том, чтобы находить проблемные зоны в продукте. Для этого полезно не только глубоко вникать в продуктовую аналитику, но и много общаться с пользователями продукта.

Чем занимается Senior Product Manager

Продакты сеньор-уровня могут отвечать за достаточно обширную проблемную зону.

Возвращаясь к нашему примеру с мобильным приложением по доставке еды, Senior Product Manager может отвечать за процесс оформление заказов. Сюда будет входить корзина, выбор адреса и времени доставки и непосредственно оплата. Среди задач, над которыми работает Senior PM, могут быть как низкая конверсия в оплату, так и маленький средний чек или сложности с выбором адреса доставки для пользователей из какого-нибудь города.

Отвечая за большой кусок продукта, необходимо развивать умение приоритизировать задачи между собой. Проблем всегда будет больше чем доступного времени для их решения, поэтому надо учиться находить те задачи, которые принесут больше пользы для клиентов и для бизнеса, и в первую очередь фокусироваться на них.

Источником инсайтов могут выступать как пользователи продукта и аналитика, так и то, что происходит на рынке и в индустрии в целом. Поэтому важно быть в курсе того, что делают ваши конкуренты и «сверстники» по всему миру, каких успехов они добиваются.

Сколько зарабатывает Senior Product Manager

US – $150 000 – $220 000 в год
UK – £70 000 – £130 000 в год
RU – ₽2 400 000 – ₽4 800 000 в год

Product Lead / Group Product Manager

Senior PM – одна из последних ступенек, где ваше индивидуальное мастерство играет решающую роль для карьерного роста (в некоторых компаниях еще существует позиция Principal PM – главный менеджер по продукту, которая тоже про индивидуальное мастерство).

Чтобы стать Product Lead, нужно показать, что вы можете не только с успехом решать проблемы, но и способны взять на себя управление группой продакт-менеджеров и помогать им расти.

Чем занимается Product Lead

Product Lead берет на себя ответственность за группу проблемных зон и руководит несколькими продуктовыми командами. В примере с мобильным приложением для заказа еды, Product Lead может отвечать за каталог, карточку товара и оформление заказов.

Переход к роли Product Lead означает, что значительная часть времени начнет уходить на people management – управление продакт-менеджерами. Пропорции могут различаться, но в качестве ориентира можно сказать, что 40% времени уходит на управление командой (найм, онбординг и развитие сотрудников), 40% времени на управление продуктом (принятие решений по ключевым вопросам развития продукта, стратегическое видение) и 20% времени остается на индивидуальное мастерство – решение проблем в ключевых разделах продукта.

Сколько зарабатывает Product Lead

US – $200 000 – $300 000+ в год
UK – £110 000 – £150 000+ в год
RU – ₽3 600 000 – ₽6 000,000+ в год

А что дальше?

Изучая продуктовые роли во многих известных компаниях можно обнаружить еще ряд ступеней — Product Director, VP of Product, CPO.

Тем не менее, многие, добравшись до позиции сеньора или лида, остаются в этой роли до конца своей карьеры. Я бы выделил 2 основные причины, почему так происходит. Первая – далеко не во всех компаниях эти роли в принципе присутствуют. Как правило, это актуально для крупных компаний с большим количеством продуктов. Например, необходимость в роли Product Director возникает, когда в компании уже несколько Product Lead (и, соответственно, десятки продакт-менеджеров). Когда компания дорастает до размера, что в ней появляется несколько Product Director, есть смысл в VP of Product и так далее. Поэтому в некоторых случаях дальнейшее продвижение по карьерной лестнице может зависеть от того, готовы ли вы перейти в другую компанию, где есть возможность вырасти до VP of Product или CPO.

Другая причина – для успешной работы на следующих ступенях индивидуальное мастерство уже не играет значимой роли. Если на прошлых позициях успех и продвижение по карьерной лестнице полностью или в значительной мере зависели от вашей способности напрямую влиять на продукт, то дальше ваш успех будет зависеть от того, насколько хорошо вы справляетесь с управлением командой. Другими словами, на этих позициях нет необходимости самому быть классным продактом, а нужно уметь влиять на людей, чтобы они росли в классных продактов.

Таким образом, на следующих ступенях фокус значительно смещается с управления продуктом на управление командой, найм новых сотрудников, онбординг, построение планов развития и повышения эффективности работы команды. Такой people management интересен далеко не всем. Поэтому многие талантливые продакты предпочитают оставаться на предыдущих ступенях, где у них есть возможность показывать индивидуальное мастерство и непосредственно влиять на продукт.

2121
3 комментария

В большинстве российских компаний, к сожалению один сотрудник выполняет роль «проджект- менеджера+продакт+системный и бизнес аналитика» и доходы совершенно другие от сумм которые указаны в статье! В идеальном мире должно быть именно так как указано в статье.

8
Ответить

На самом деле не только в российских, во многих зарубежных похожая фигня. Насмотрелся уже на компании в Лондоне, где продакт, проджект и бизнес-аналитик в одном лице. А системную аналитику на разработчиков вешают. Но по части денег в статье цифры правдивые, по крайней мере для Британии

1
Ответить

Актуально! Строю карьеру в продакт менеджменте и в статье круто подсвечены особенности и подводные камни. Особенно часто замечаю ситуацию, когда PM это сотрудник в формате «отвечай за все». Он и разработку организует, что сэкономить на CTO и лидах, и процессы наладит во всей компании, и маркетинг организует и вообще все вопросы к нему. Хочется чтобы больше компаний читали такие статьи и понимали, что эта роль не от безделья появилась, а имеет свои функциональные обязанности

3
Ответить