Авторские права на маркетплейсах: как защитить свою интеллектуальную собственность
Маркетплейсы - это огромные торговые площадки, где можно реализовать свой бизнес и хорошо заработать. Но при этом необходимо выполнять ряд требований и не нарушать правила, которые установлены на той или иной площадке, иначе можно получить большой штраф или запрет на ведение там бизнеса. Также нужно знать и свои права, чтобы в спорных ситуациях иметь возможность защитить свою интеллектуальную собственность. Об этом сегодня и поговорим.
Эксперты говорят, что пик популярности маркетплейсов еще не наступил. Динамика роста продаж на онлайн-площадках делает их самым перспективным направлением на сегодняшний день.
Актуальность интернет-магазинов обусловлена множеством их преимуществ: там представлен большой выбор товаров, существует удобная система оплаты, быстрая доставка и выдача товара, как правило, возле дома.
Все это делает маркетплейсы очень привлекательными не только для покупателей, но и для продавцов, которые активно развивают там свой товарный бизнес благодаря огромному спросу. Но при этом им необходимо учитывать и все недостатки этой системы и знать, как защитить свои права - например, права на интеллектуальную собственность.
Виды нарушений прав интеллектуальной собственности
Маркетплейсы давно стали торговой площадкой, где продается огромное количество товаров разного вида - от одежды и обуви до бытовой техники и продуктов питания.
Но если речь заходит об интеллектуальной собственности, то здесь можно выделить две категории:
- объекты авторского права - то есть фотографии, дизайн, уникальный текст и прочее,
- персонализация - это товарный знак, эмблема, фирменное наименование и прочее.
Так вот очень многие продавцы на марктеплейсах пытаются без какого-либо согласования использовать чужой авторский контент. Это одно из самых распространенных нарушений.
Например, если вы и ваш конкурент продаете один и тот же товар, то с согласия производителя вы оба можете использовать его фотографии продукции. Но при этом, если вы самостоятельно сделали дополнительные уникальные фото, они являются вашей интеллектуальной собственностью. И кроме вас их никто не может использовать без вашего ведома и разрешения, особенно если на них изображен человек (ст. 152.1 ГК РФ)
Иногда селлеры для поднятия роста продаж без спроса наносят какие-либо узнаваемые или трендовые изображения на свою продукцию - одежду, сувенирку, канцелярию и прочее. Но если согласования на это с правообладателем нет, делать это запрещено.
Есть еще один вид правонарушений - это торговля фирменными товарами без соответствующего лицензированного договора. То есть продавать фирменную одежду или обувь, например, именитого бренда без его разрешения на продажу - нельзя.
Как маркетплейсы относятся к интеллектуальной собственности
Торговля на маркетплейсах подразумевает под собой не только одностороннее ведение бизнеса продавцами. Онлайн-площадка также несет ответственность перед покупателями, поэтому часто вводит свои внутренние правила и требования.
Как правило, многие маркетплейсы проверяют и фотографии, и описания к карточкам товаров. Уже при регистрации у продавца могут запросить документы, подтверждающие права на тот или иной товарный знак. на некоторых онлайн-площадках для подтверждения вы можете предъявить либо свидетельство о регистрации, либо копию гарантийного письма о предоставлении права на использование товарного знака.
При этом многие маркетплейсы не запрашивают эти документы в обязательном порядке. Но когда селлер заключает договор сотрудничества с площадкой, он должен гарантировать, что у него есть право на использование тех или иных объектов интеллектуальной собственности. В противном случае за нарушение авторских прав его может ожидать штраф в размере до 5 млн руб (ст. 1301 ГК РФ).
Как защитить свою интеллектуальную собственность на марктеплейсах?
Все больше и больше продавцов заходят сейчас на маркетплейсы, поэтому ситуации с нарушением прав интеллектуальной собственности, увы, участились.
Что воруют чаще всего? Как правило, это качественный контент - фотографии, видео и даже описание. К сожалению, далеко не все готовы тратить время и силы на создание своей уникальной карточки товара и без разрешения используют чей-то готовый материал.
Но как же в таком случае защитить свои права собственности, если на законодательном уровне в РФ официальная регистрации авторских прав не предусмотрена?
Вы можете воспользоваться, например, цифровым депонированием - оно представляет собой цифровую ячейку, куда помещается объект интеллектуальной собственности и фиксируется дата загрузки. В итоге вы получите свидетельство, которое будет свидетельствовать о вашем авторском праве.
А вот свой товарный знак вам надо будет регистрировать в Роспатенте (Федеральной службе по интеллектуальной собственности). Таким образом вы официально закрепляете за собой право на то или иное обозначение, которое было разработано специально для вашей компании и будет выделять вас среди остальных продавцов. Это право является исключительным и позволяет его правообладателю реализовать товар под данным товарным знаком.
Если кто-либо захочет продавать продукцию под этим же товарным знаком, предварительно необходимо будет составить соглашение или договор. В противном случае любые иные действия являются незаконными.
Патент можно получить как на изображение, так и на конкретный товар.
Как решаются спорные ситуации по интеллектуальной собственности на маркетплейсах?
Несмотря на все предосторожности в отношении прав и обязанностей участников торговли на маркетплейсах нередко возникают спорные ситуации относительно интеллектуальной собственности.
Бывает так, что правообладатель обнаружил собственные фотографии у конкурента. Тогда он обращается к маркетплейсу и предъявляет документы о праве собственности. Онлайн-площадка, в свою очередь, старается решить данный вопрос мирный путем и просит другого пользователю подтвердить свои права на размещение данного изображения/товара, или же удалить его.
Так как селлеры, которым была предъявлена жалоба, не хотят попасть в неприятную ситуацию со штрафами, а также лишиться своего места на маркетплейсе, они быстро идут навстречу и урегулируют данный вопрос.
А при отсутствии какой-либо реакции со стороны "виновного" и игнорировании требований удалить чужой контент, вы как правообладатель можете еще раз обратиться в службу поддержки маркетплейса и потребовать уладить конфликт. При этом желательно, чтобы у вас было свидетельство о регистрации из Роспатента, так как без весомых причин и твердых доказательств онлайн-площадка не будет лишний раз удалять пользователей и тем самым - лишаться дохода.
Как соблюдаются права на интеллектуальную собственность на Wildberries?
Как правило, Вайлдберриз охотно принимает новых продавцов и далеко не всегда запрашивает соответствующие документы о праве собственности. Свидетельство о регистрации можно предоставить и позже, после начала торговли.
Такая система скорее рассчитана на осознанность и законопослушность предпринимателей и вовсе не говорит о том, что маркетплейс готов жертвовать своей репутацией. При этом нужно не забывать, что согласно договору оферты правонарушитель обязан будет участвовать в урегулировании вопросов, связанных с его незаконными действиями, а также возместить Вайлдберриз убытки, связанные с исками и претензиями.
Если маркетплейсу будет направлено письмо о правонарушениях, он может запросить у продавца, которого обвиняют, соответствующие документы, согласно которым он ведет свою деятельность и использует тот или иной товар. В случае отсутствия данных документов площадка может выставить штраф до 100 тыс руб.
Выводы
К сожалению, спорные ситуации на марктеплейсах по поводу интеллектуальной собственности периодически возникают.
Для того, чтобы обезопасить себя, не забудьте зарегистрировать свой товарный знак, а также задепонировать видео- и фотоконтент. При этом будьте добросовестным продавцом и не используйте чужую интеллектуальную собственность без разрешения.
Надеемся, что данная статья была вам полезна - с вас лайк и подписка на наш канал, если вы еще не с нами.
Ну а впереди вас ждет еще больше информации, которая позволит выстроить успешный бизнес на марктеплейсах!
______________________________________________________________________
Чем еще мы можем быть для вас полезны?
👉 КАК ЗАРАБАТЫВАТЬ В КРИЗИС? - 3х дневная антикризисная онлайн-конференция по заработку на маркетплейсах
MarketGuru.io это IT сервис для увеличения продаж на маркетплейсах, который показывает сколько и на чем зарабатывают конкуренты, подбирает трендовые товары, автоматизирует ваши финансы и поставки: 📊 анализ🔝 увеличение продаж🔍 конкурентная разведка
👉 БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕРКЛАСС - «Как зарабатывать в 2 раза выше рынка из любой точки мира?» После регистрации вы получите Чек-лист "11 способов заработать деньги на Wildberries"
👉 4-х недельный курс МЕНЕДЖЕР МАРКЕТПЛЕЙСОВ. - Освойте востребованную профессию Менеджер Маркетплейсов с доходом от 50 до 150 тыс/мес
При регистрации вы можете бесплатно попробовать сервис аналитики: 👉 https://www.marketguru.io
Бесплатное расширение MarketGuru для анализа товаров конкурента для браузера Google Chrome👉 https://clck.ru/VVuPG/
Мы в социальных сетях:Telegram: https://t.me/marketguruclub/
Это было свежо! Нигде раньше такого не видел 😉🙌🏻
Посмотрите вот этот сервис - www.copytrust.ru