Главная ошибка Yandex
Yandex — самый крутой поисковик в мире. «А как же Google, он же в 250 раз дороже сейчас!». Нет, самый крутой в мире — Yandex. Он сумел достичь впечатляющих успехов с намного меньшими ресурсами, чем у мировых конкурентов.
Google нигде не встречал такой сильной конкуренции, как в России. В мире больше ни один поисковик не смог завоевать и 20 лет удерживать долю в 50% поисковых запросов в своей стране. Другие конкуренты Google нигде не захватили и 15%. Иран и Китай не в счет, там западных компаний просто нет.
И ладно бы только поиском ограничилось все. Так нет же, Yandex — достиг отличных результатов на очень разных направлениях. Так, в их активе сильные разработки в области AI и Computer vision, распознавании речи, генерации текстов. Построенная на их базе Алиса справляется не хуже Siri и Alexa.
Self-driving решения: за скромные 200 Mln$ инвестиций в Yandex смогли создать коммерческие решения. Беспилотники Yandex на 3 месте по автономному пробегу. Первые два места у Waymo и Cruise, в которые вложены 5 Bln$ и 15 Bln$ соответственно. А роверы доставки Yandex успешно продаются в США и ЕС.
Параллельно с этим Яндекс умудрился построить огромный и прибыльный операционный бизнес с Такси, Едой, Лавкой, Шерингом, Маркетом и прочим. А еще есть экосистема с Музыкой, Кино, отличными Картами, Диском и многим другим. Эти продукты очень достойно выглядят рядом с мировыми конкурентами.
Такое портфолио заставляет задуматься: что было бы с Yandex, если бы они не приколотили гвоздями к российскому рынку свой основной бизнес?
В 2003-м Yandex почти продался Google за 120 Mln$. Фаундеры могли бы получить миллионы и уехать в Долину. Поработать 4 года вестинга и запустить новый проект. В активе бы оказались сильные менеджерские компетенции, техническая экспертиза, возможность легко привлечь деньги у крупных VC, доступ к талантам из России. С таким набором реально запустить компанию мирового масштаба. Она могла бы заниматься беспилотными системами, AI, еще много чем.
Но команда Yandex отказалась от сделки с Google и сфокусировались на развитии в России. Сегодня видно, что это решение — их главная ошибка.
Реши они строить бизнес на главных мировых рынках, сегодня не было бы ни падения котировок в 4 раза, ни государственного вмешательства, ни потери талантов, ни Воложа в санкционном списке ЕС. Была бы компания с глобальными амбициями с большими перспективами. Талантливые люди в благоприятных условиях часто добиваются больших успехов.
Теперь Yandex пытается спасти хоть что-то и уводит все, что можно, за границу. Но сколько будет стоить то, что удастся забрать? 1-2 Bln$? А сколько бы стоил бизнес, который создатели Yandex могли построить за 20 лет в США? Минимум десятки миллиардов.
Разница между этими двумя цифрами — стоимость одного решения делать бизнес в России.
Mln$ - нельзя по-русски писать? Выглядит коряво.
То, что Яндекс - лучший поисковик - субъективное мнение автора.
Яндекс делал так, как ему надо было, автор несёт чушь в сослагательном склонении. Если бы да как бы.
То что Яндекс - лучший поисковик это ирония автора. )
Какой-то однобокий взгляд только с точки зрения личного успеха фаундеров.
"Вот в РФ они заработали млрд $, а в США заработали бы 20 млрд $. Лошары!"
Основателям Яндекса нужно ставить памятник при жизни за то, что они не продали компанию Гугл и стали развивать технологический бизнес в РФ. Что было было если бы Гугл купил тогда Яндекс? Всю высокотехнологичную разработку бы вывезли, в РФ оставили бы сейлз хауз и саппорт. А что получилось в итоге?
- Десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест в РФ
- Технологии и разработки остались в РФ, что дало мощный импульс развитию технологических компетенций внутри РФ
- Отсюда же ШАД и другие образовательные проекты с ВУЗами
- Огромное количество стартапов, созданных "выпускниками" Яндекса
- Яндекс какой-никакой, а все таки был стратегом на рынке в РФ и покупал стартапы с выручкой в РФ, что опять же давало импульс на создание таких проектов
Список можно продолжить.
Сейчас много говорится о патриотизме, и часто идет подмена понятий. Но вот то, что сделал Волож в свое время мне кажется и есть тот настоящий патриотизм, который нужен нашей стране.
Бизнес- это про классный продукт, прибыль и рост. Налоги и социальные проекты, решают вопросы социальной ответственности. Патриотизмы не помогает бизнесу, это больше помогает политической карьере. С бизнес задачей Волож не справился.
Котировки не только в РФ падают. Спроси у Цука и Маска. Им этот год тоже седины на мудя накинул. "неВмешательство гос-ва в Долине" для обитателей кратно хужее чем вмешательство в РФ. Ну расхожую раскосую мудрость никто не отменял - лучше быть клювом воробья чем хвостом тигра.
Вопрос в объеме рынка. В бизнесе, не важно клюв ты воробья или хвост тигра. В бизнесе важен рост, прибыль и социальная ответственность. Для роста, нужен рынок, которого в РФ нет. Снижение показательной способности бизнеса и населения съест часть прибыли, ну а про социальную ответственность я не буду писать, тк не комментирую политику.
Можно лишь признать, что Яндекс одна из лучших Российских компаний. Но не более.