Запуск стартапа: как снизить риски с помощью минимальных продуктов
Тренды мобильной разработки меняются с той же скоростью, с какой меняются предпочтения пользователей. Если два десятилетия назад вау-эффект вызывало практически любое приложение, то сейчас – пользователь искушен, и привлечь его все сложнее.
Риски при запуске новых продуктов постоянно растут, во многом из-за изменений в поведении пользователей и их предпочтениях. Прежде чем вкладывать большие средства в разработку и развитие приложения, обычно разрабатываются минимальные продукты: MVP, MMP, MLP. В этой статье мы разберемся, что они означают и какую пользу приносят бизнесу.
Почему так много аббревиатур
Можно выделить три причины, которые привели к такому разнообразию минимальных продуктов:
- Развитие отрасли. Появление новых инструментов и языков программирования, снижение себестоимости некоторых этапов разработки и, как следствие – повышение доступности услуг для бизнеса. Важно отметить развитие самих мобильных устройств, ведь между «раскладушками» Samsung 2000 и 2022 годов – технологическая пропасть.
- Изменения в поведении пользователей. Двадцать лет назад любое приложение вызывало у человека интерес. Сейчас обилие приложений на рабочем столе вызывает раздражение и желание провести чистку, чтобы освободить память телефона.
- Смещение акцентов. Коммерческое приложение – это не только инструмент продаж, но и элемент позиционирования компании. Роль брендирования и айдентики сильно возросла.
Наверняка в ближайшие 3-5 лет появится еще какой-нибудь M?P, который будет лучше и точнее отображать актуальный запрос пользователя и возможности отрасли на его минимальное удовлетворение.
Что они значат?
Минимальный продукт – это этап разработки, на котором приложение уже исправно работает и может использоваться для решения бизнес-задач. На его основе, помощью тестирования, подбираются фичи, элементы дизайна и интерфейса, которые будут наиболее эффективны.
В технических заданиях и договорах на мобильную разработку чаще всего встречаются следующие понятия, которые мы рассмотрим на простом примере:
- Минимально жизнеспособный продукт (MVP). На этом этапе разработки приложение обладает минимальным набором функций. Условно говоря, это « приложение-лендинг».
- Минимально продающий продукт (MMP). В отличие от предыдущего этапа, приложение уже обладает бОльшим количеством функций, элементов интерфейса. Задача MMP – протестировать гипотезы, касающиеся маркетинга приложения. Подобрать расположение экрана с покупкой, условия, систему акций и другие фичи, подталкивающие пользователя купить.
- Минимально привлекательный продукт (MLP). Самый сложный из этапов разработки приложения – создание такого продукта, который нравится пользователю. Сюда можно отнести разработку «киллер-фич», геймификацию приложения.
Хорошая иллюстрация к теме минимальных продуктов из мира российских стартапов – это приложение Delivery Club. На запуске у них было несколько ресторанов-партнеров и одна услуга – доставка. Это MVP.
По мере роста сервиса они добавили автоматический расчет времени на доставку, трекинг курьеров, и ряд других функций. Это MMP.
Позднее они добавили возможность оценки ресторана, фильтры поиска по национальным кухням и рейтингу, бонусную программу – это MLP.
На выходе получилось функциональное и удобное приложение, которое долгое время было абсолютно вне конкуренции. Благодаря минимальным продуктом, на каждом этапе выбраны именно те фичи, которые в большей степени отвечали пользовательскому запросу.
Вы можете обратиться по контактам нашей компании, чтобы получить консультацию по конкретно вашему бизнесу. Мы проведем бесплатный анализ и предложим план разработки вашего уникального продукта.
Для чего нужны минимальные продукты
Минимальные продукты решают две важные задачи:
- Отработка гипотез. Гипотеза – это предположение о том, что конкретная фича или элемент визуала будут интересны или привлекательны для пользователя. Отрабатывая их, разработчики собирают функционал и внешний вид так, чтобы он отвечал запросу, и при этом не был перегружен.
- Оптимизация разработки. Приложение начинает работать и приносить клиенту пользу еще до того, как будет завершено. Это позволяет снизить затраты компании на выпуск приложения.
В результате компания получает эффективный инструмент ведения бизнеса, а клиент – понятное и полезное приложение, которое решает его проблему. А о том, какое приложение хочет увидеть именно ваш пользователь, мы расскажем в одной из следующих статей.
Пример разработки: от MVP до готового приложения
Проект: Sensera App, приложение-помощник для работы с ментальным здоровьем.
Что сделали: отработали гипотезы по продукту и юзабилити, создали минимальную версию, довели продукт до конечного вида.
К любому проекту мы стараемся подходить комплексно: чем больше аналитики и тестирований получится провести, тем лучше будет конечный продукт. Этот проект можно условно разделить на четыре этапа.
Этап 0. Адаптация ТЗ заказчика и анализ конкурентов
В рамках старта работ мы провели опрос заказчика по теме того, каким он видит свой конечный продукт: какие задачи он решает, какую пользу приносит пользователю, что выделяет его на фоне конкурентов, уровень монетизации и ряд других вопросов.
Затем провели анализ конкурентов на предмет сильных и слабых сторон, которые можно использовать в разработке нашего приложения.
На основе этих данных мы составили первый набор гипотез. Для их отработки нам понадобился MVP – минимально жизнеспособное приложение, как площадка для тестирования.
Этап 1. MVP: минимальный продукт для тестирования гипотез
Минимальный жизнеспособный продукт с позиции функционала состоит из двух кнопок – посмотреть и купить. Этого мало для того, чтобы «завоевать» пользователя, но достаточно для тестирования гипотез: выбора фич, составления карты приложения и других, более глубоких работ с интерфейсом и функционалом.
Такой подход ожидаемо не пришелся пользователям по вкусу – аналитика показала, что они покидали этот экран любыми путями, но только не через выполнение целевого действия – оформления подписки.
Поэтому мы перешли к следующему этапу – MMP, или созданию минимального продукта, который будет реально приносить продажи.
Этап 2. MMP: делаем интерфейс продающим
В работе с платными подписками, их отладкой и аналитикой. В этом нам сильно помогает сервис Adapty, который предоставляет широкий функционал для аналитики и тестирования. Вот наша статья о нем.
Путем отработки гипотез мы пришли к новому интерфейсу: пользователь знакомится с открытыми уроками и после этого попадает на экран с предложением оформить подписку. А также сделали предложение более гибким: оплатить можно как один месяц, так и год, или вечный доступ.
Теперь пользователь приходит к целевому действию уже заинтересованным в продукте и более мотивированным на покупку. Когда клиент начнет масштабную кампанию по привлечению пользователей, конверсия переходов в подписки будет гарантированно выше.
Остался последний этап тестирования – убедиться в привлекательности приложения для клиентов.
Этап 3. MLP: становимся другом пользователя
Чтобы подружиться с пользователями мы пошли по пути гибких настроек и персонализации приложения. Например, мы добавили возможность устанавливать время для напоминания о занятиях.
С одной стороны – это полезная для человека опция, с другой – возможность присылать push-уведомления и нативно рекламировать свой продукт.
Путем добавления новых фич и их «обкатки» на минимальных продуктах мы пришли к конечному результату, который можно оценить, скачав приложение в AppStore или GooglePlay.
Результат работы
Мы начали с минимально жизнеспособного продукта, который имел только две функции:
- показ контента;
- продажа 2 вариантов подписки.
Путем отработки гипотез и создания новых минимальных продуктов мы пришли к комплексной и полной структуре приложения.
Она включила в себя:
- гибкую систему push-уведомлений для персонализации;
- 5 новых форматов контента внутри приложения;
- встроенный форум в приложение;
- плавный интерфейс с высоким уровнем юзабилити;
- продвинутую систему продаж с ознакомительным просмотром, а/б тестами офферов, дизайнов и мест расположения страницы оплат;
- личный кабинет с ML подбором контента и интеграцией с Apple Health.
Теперь приложение не только приносит компании прибыль, но и привлекательно для пользователя – с ним удобно и интересно работать.
Заключение
Минимальные продукты – это инструменты, с помощью которого в процесс создания приложения вовлекаются не только заказчик и разработчик, но и пользователь. На основе его поведения тестируются гипотезы, придумываются новые решения и подбираются фичи.
«Участие» пользователя в разработке приложения – это необходимость, потому что рынок насыщен. Приложения есть практически во всех нишах и направлениях, для любых целей.
Чтобы быть конкурентными, нужно приносить не только выгоду или пользу, но и положительный пользовательский опыт.
Если у вас появились вопросы по этому проекту или по разработке на Flutter в целом, задавайте их в комментариях, будем рады ответить. Если хотите узнать больше о конкретных проектах на Flutter — загляните на наш сайт, ведь мы разрабатываем бизнес-приложения на этом фреймворке больше двух лет, а также на Unity3D.
Даааа, минимально жизнеспособные продукты это и есть тот компромисс, когда компания получает хоть какую-то прибыль, а клиент получает хоть какой-то, но всегда приятный опыт. Вполне справедливо
К нам часто обращаются "разработать сразу инстаграм", но понимая как работает рынок ит стартапов, предлагаем использовать ресурсы максимально эффективно для бизнеса по методологиям lean, что приводит к успеху! ребята кстати подняли инвестиции https://incrussia.ru/news/mental-therappy/?fbclid=IwAR1hXf2bvKdaG0e-sUFsxccVdZcsBv4Al1_bfCGID99hoXVVC9mu0Eci-mc