Долями от Тинькофф - как впарить кредит на 42,5% годовых и выводы для стартаперов

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о сервисе «Долями» от Тинькофф.

Сегодня я хочу рассказать о сервисе «Долями» от Тинькофф, про который я узнал из рекламной рассылки. Зашёл на сайт, прочёл условия, там особо подчёркнута «забота о клиентах», сразу вспомнил вот эту вирусную картинку:

Долями от Тинькофф - как впарить кредит на 42,5% годовых и выводы для стартаперов

Но ближе к делу.

В чём суть сервиса Долями?

Долями даёт возможность оплаты того или иного товара в интернет-магазина четырьмя частями по 25%. На сайте представлен список партнёров сервиса, куда он уже успел встроиться (Детский мир, Рив Гош, Sunlight и др.), имеется возможность подключить свой интернет-магазин, но не как в классическом маркетплейсе, т. к. здесь речь идёт о финансовом инструменте.

Клиент, который хочет приобрести товар, может в качестве способа оплаты выбрать сервис Долями. После покупки у него сразу списывается 25% от суммы товара, а дальше через каждые две недели списывается ещё по 25%. Презентуется эта схема как «купи товар за 25% от цены»… Не буду сегодня портить настроение размышлениями о маркетинге Тинькофф. Снова.

Во сколько это обходится?

Клиент ничего не переплачивает: если товар стоит 100 000р, он и выплачивает эту сумму, только за 6 недель. Кредитов, процентов и прочего – нет. За всю эту красоту платит интернет-магазин, и за пользование этой схемой он отдаёт 4,9% от стоимости купленных через Долями товаров.

За тот же товар в 100к интернет-магазин должен отдать Тинькофф 4900 рублей. Покупатель с Долями никак не контактирует – весь процесс происходит между сервисом и магазином. В нашем примере Долями перечисляет всю сумму в размере 95 100 рублей магазину, а покупатель уже платит Тинькоффу по 25 000р каждые две недели. По большому счёту, схема эта – вполне обычный кредит, только платит за него не покупатель, а магазин: какая Тинькоффу разница, кто ему заплатит?

Выглядит красиво. В чём подвох?

Как обычно, всё сводится к математике.

5% (округлю для удобства) выходит за 6 недель. Всего у нас в году 52 недели, т. е. получается деньги можно обернуть за год примерно 8,5 раз. Получается, что годовой кредит у Тинькоффа составляет 5%, умноженные на 8,5 – 42,5% годовых!

Иными словами, Тинькофф через свой сервис предлагает бизнесу оплатить кредит за своего покупателя со ставкой 42,5% годовых. Забота о клиенте и правда есть, зато вот бизнес страдает. Не знаю, какому бизнесу это вообще может быть выгодно. Понимаю, что подключённые Sunlight, «Детский мир» и пр. берут другим: для них вот эти 5% добавить в товар и просто привлекать товарами-крючками, а эти товары продавать апсейлом или кросс-сейлом.

Подключаясь к Долями, нужно понимать, что платить с конкретно этих товаров вы будете 42,5% годовых. Выгодно вам это или нет – решайте сами. Крупнякам – да, они придумали, как заставить покупателя платить. Смешно думать, что интернет-магазин будет эти 5% со своих кровных отдавать просто так: теми или иными способами они всё равно переложат это в чек покупателя.

На этом моя история с Долями завершена. Теперь подумаем о том, как это сделать социально адекватным.

Что можно вынести для своего проекта

Схема будет включать ваш сервис, который в виде виджета можно подключить к какому-либо ИМ, пусть это поначалу будет и не Детский мир, а какие-то локальные интернет-магазины в вашем городе, имеющие определённый оборот и базу покупателей.

К примеру, если это магазин товаров, предполагающих установку, ваш сервис может предлагать установку. Если крупногабаритные вещи – сервис может предлагать доставку. В общем, зависит от сферы вашего бизнеса (напишите в комментариях свою область – помогу подобрать смежную область, в которой можно открывать сервис).

Чтобы ваш сопутствующий сервис работал с магазином, нужно на определённых условиях с ним договориться. И, сделать решение в формате виджета, встраиваемого на его сайт. К примеру, человек оформляет покупку на бытовую технику, и здесь же, в виджете, оформляется и уходит к вам в базу заявка на её транспортировку/установку/прочие сопутствующие услуги, не интересные магазину, но интересные вам (подобные сервисные работы, в которых магазины не видят кросс-сейла, как правило, доверяются подрядчикам, т. к. это не их профиль).

Так вы будете получать определённый поток лидов, может быть, в первое время даже вы сами будете оплачивать интернет-магазину комиссионные, что даст ему дополнительную прибыль и монетизацию. Это решается в каждом случае индивидуально, как и вообще надобности магазина: может, их сейчас подводят подрядчики, и они ищут адекватный сервис, отрабатывающий процесс. Возможно, как-то заинтересуете деньгами и процентами – нужно разбираться детально.

Пример из личного опыта: года два назад мы внедряли сервис по поверке счётчиков: прибор покупался в интернет-магазине или ставилась заявка в управляющей компании, и через виджет заявка улетала в сервис нашего клиента, который и сегодня работает прекрасно. По сути, это такой лидогенератор для компаний по установке и поверке счётчиков. Но это только один из примеров, причём из достаточно узкой ниши, а сервисных ниш куда больше, и подобная схема может использоваться для внедрения и продажи самых разных услуг. Рассматривать интернет-магазины в таких случаях следует не как кредитозаёмщиков, а как лидогенератор вашей сервисной компании.

P. S. В комментариях YouTube написали, что не учёл сложный процент при расчёте 42,5%. Да, считал на скорую руку и реальная ставка годовых выходит существенно выше.

P. P.S. Ещё написали, что если сравнивать с эквайрингом, где берётся 2% за транзакцию, то разница будет 2,9% и от неё нужно плясать, мол бизнес эти 2% всё-равно заплатит. Если рассчитать на коленке 2,9% на 6 недель — это 24,65% годовых без учёто сложного процента. Что тоже весьма не мало для кредита.

13
31 комментарий