Кнут, Канбан и Scrum. Как заставить маркетологов работать?

Маркетологи — странный народец. Что-то вот там делают, пишут, по клавишам тыц-тыц и на боковую. А платим за что? Работа в чем? Непрозрачно как-то!

А организовывать их вообще кошмар как сложно. Бегают вокруг, что-то придумывают. Мы с этим тоже столкнулись, но выход есть! И в этой статье поделимся опытом и расскажем, через какие метаморфозы пришлось пройти нашему отделу маркетинга.

Stockimage.jpg
Stockimage.jpg

А в чем проблема-то?

Сейчас уже мало кто помнит, как отдел работал раньше. Но старожилы рассказывают, что было не очень. В промежутках между жалобами на молодежь и сидением в очередях в больницу.

Работали «как попало». Новая задача могла прилететь когда угодно, и было неясно: надо скорее браться за нее или сперва доделать предыдущую. Новичкам было трудно понять, нормально ли они справляются. Да и в целом проблема распространялась на весь отдел: было сложно измерить хорошо работает команда или нет. Никто не понимал, какая норма у сотрудника, можно ли ему докинуть еще с десяток задач, или он попросту не успеет сделать их все. Вкупе с отсутствием приоритетов это порождало какой-то вселенский хаос.

Кнут, Канбан и Scrum. Как заставить маркетологов работать?

Были и проблемы во взаимодействии. Все проверки, вся работа отдела была завязана на руководителе, который проверял материалы. Это не особенно тормозило процесс. Но что если нанять еще пару сотрудников?

Команда из 3-4 человек практически не взаимодействовала между собой. Каждый занимался какими-то своими делами. Маркетолог мог столкнуться с трудностями и не знать, что коллега только что справился с такой же задачей.

В общем, мы были героями фильма. Мы не успевали все, везде и сразу. Плюс такой подход практически не масштабируется. Найми еще с пяток сотрудников и появится «бутылочное горлышко» — руководитель просто не успеет всех проверить и распределить задачи.

И что делать?

В какой-то момент мы поняли, что хватит это терпеть. Штат планировалось расширять, так что нужно было оптимизировать рабочий процесс. За решением далеко ходить не пришлось: мы решили перенять практики из отдела разработки, которые работают по SCRUM. Подход закрывает сразу три проблемы.

Проблема 1: Планирование и распределение нагрузки

По методологии каждая задача имеет свою «стоимость». Это число отражает сложность каждого таска. Оценка трудозатрат помогает измерить производительность отдельного сотрудника и отдела в целом.

Это помогает видеть общую картину намного лучше. Скажем, один сотрудник написал два материала, а другой снял и смонтировал видео. Кто поработал эффективнее? Или даже не так, мог ли все это сделать один человек?

Мы фиксируем производительность каждого в таблице и выводим средние значения. Спустя пару месяцев работы у нас появилось четкое понимание загрузки каждого сотрудника. Мы знаем, сколько задач может закрыть каждый член команды в день, неделю, месяц. Исходя из этих данных нам стало намного проще строить планы.

Также трудозатраты помогают отследить производительность сотрудника в динамике. Например, если средние значения начали падать, то нужно выяснить причины. Возможно, человек погребен под массой однотипных задач или ему просто пора в отпуск.

Главное здесь — это численные значения, которые можно сопоставить и сравнить.

И если раньше мы планировали как-то так:

Кнут, Канбан и Scrum. Как заставить маркетологов работать?

То сейчас в этой таблице больше цифр и конкретики:

Кнут, Канбан и Scrum. Как заставить маркетологов работать?

Проблема 2: Командные взаимодействия

Гибкие методологии строятся на взаимодействии команды. Маркетинг — это не та сфера, где можно все делать в одиночку, нельзя быть профи во всем. Идеальным сценарием будет разделение сфер ответственности. Кто-то отвечает за статьи (это я!), кто-то — за контекстную рекламу и так далее.

И чтобы эффективно работать с контентом, нужны межличностные отношения. Чтобы люди решали вопросы между собой и на выходе получался готовый продукт. Например, определить аудиторию статьи до написания и запланировать соответствующую рассылку. Такой подход позволяет делать более качественный контент

Проблема 3: Беспорядок в задачах

К методологии также прилагаются инструменты наведения порядка в задачах. Те же трудозатраты помогают команде удобно планировать день, не откладывать трудные вещи на потом.

Ставим приоритеты задач: «Низкий», «Средний» и «Высокий». Так уже намного проще понять, что важно закрыть в первую очередь. Благо, что никто не злоупотребляет с высоким приоритетом.

Ежедневные стендапы помогают грамотно организовать работу. Каждое утро команда собирается вместе, каждый рассказывает, что сделал вчера, что будет делать сегодня и какие трудности были. Так все в отделе в курсе, как продвигается работа по маркетинговой стратегии.

Почему спринты и куда мы тратим труд

Спринты в SCRUM подразумевают, что в их конце у команды появляется готовый продукт или его часть. Для маркетинга это не слишком применимо. В конце недели у нас не выходит какой-то один материал или одна рекламная кампания. Из-за этого многие редакции и маркетинговые агентства предпочитают канбан. Есть задачи, есть их статус, но за пределами «выкинуть таск в крайнюю колонку» цели нет.

Но мы все же решили использовать спринты. Потому что так намного проще считать трудозатраты и понимать, какой объем работ мы сможем взять на неделю. Для нас это важно, чтобы равномерно распределять нагрузку.

Потому что надо было лучше работать, а не писать хокку.
Потому что надо было лучше работать, а не писать хокку.

Особенно это полезно сейчас, когда отдел работает сразу над 4 продуктами, и мы можем отследить, как распределяются трудозатраты. Это удобно с точки зрения бизнеса, ведь у нас есть цифры, и мы можем посчитать рентабельность маркетинговых активностей.

Визуализация рабочего процесса помогает нам оценить прогресс спринта в любой день недели. Это хорошо работает с психологической точки зрения: ты видишь, сколько задач ты уже закрыл и сколько еще осталось. Есть ощущение, что делаешь что-то полезное для компании.

С этим нам помогает наша система Аспро.Agile, мы ее как раз для этого и разрабатывали. Долгое время использовали ее внутри компании и в этом году выпустили в публичный доступ.

Обычно мы не ставим цель спринта, но иногда случается. Чаще всего это релиз нового продукта или акция.

А что в итоге?

Сейчас мы все еще ищем способы оптимизировать свою работу. Видим еще много моментов, которые можно доработать. Все это процесс, причем небыстрый. Нам потребовалось несколько лет, чтобы прийти к формату, в котором нам будет комфортно работать. Хотя возможно, через пару лет мы посмотрим на эту статью и поймем, как же было неудобно.

Главное что методология помогает появляться новым практикам, развивать полезные и отказываться от того, что не работает.

5757
77 комментариев

Комментарий недоступен

24
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Это правда, да. Но тут уже лучше разбирать проблему с сотрудником в личном порядке (:

1
Ответить

Сочувствую, продавцы аджайлов и до вас добрались.
Всегда поражало то, как эти методологии способны убивать мотивацию тех людей, у которых все в порядке с самоорганизацией и без них.

17
Ответить

А agile про «мотивацию» или про «самоорганизацию»?

1
Ответить

Мы знаем достаточно примеров, когда люди совмещали гибкие методологии с самоорганизацией. В таком случае результат достигается в наилучшем виде!

Ответить

Все делается гораздо проще. Не особо нужны Канбан доски и прочие сервисы. Главное правильная мотивация для правильных людей. На своем опыте доказано. А все игрушки в виде сервисов не особо помогают влиять на результат.

8
Ответить