Вы продакт-менеджер Яндекс Go? Поговорим про справедливую цену в такси

Формирование цены на поездку в такси или курьерский заказ магический процесс. Давайте залезем под капот этого явления и попробуем разобраться, можно ли его улучшить.

Пользователи такси и курьерских заказов уже давно привыкли, что стоимость поездки известна заранее. Ну разве это не удобно? Не надо думать, вычислять, сколько займет поездка и сколько придется за нее заплатить. Поездка 20 км и 40 мин. будет стоить 600 р.

Вопрос только в том, откуда берется эта оценка? Почему поездка в 20 км займет 40 мин.? Ответом, очевидно, является один из самых точных алгоритмов в истории геосервисов, попытка рассчитать оптимальный маршрут, а именно, технологии и ноу-хау Яндекса.

Так в чем же проблема, если все так хорошо? Проблема в том, что алгоритм может ошибаться и зачастую не в лучшую сторону (лучшесть я определю чуть ниже, не переживайте).

Дело в том, что алгоритм выдает самый вероятный расчет, но не выдает информацию о втором самом вероятном пути или третьем, а он может отличаться от первого и на 50%, и даже на 100%.

Гипотеза: для всех будет лучше, если демонстрировать пользователю при выборе поездки не фиксированную стоимость, а диапазон возможных стоимостей.

Например, поездка 20 км и 40 мин. будет стоить 600--800 р. Согласны? Тогда поехали.

Не думайте, что это какая-то революционная идея. Uber на некоторых рынках и в некоторые периоды уже применял такой подход. Почему? Явно не от хорошей жизни.

пример расчета диапазона стоимости поездки в Uber
пример расчета диапазона стоимости поездки в Uber

Он не мог точно рассчитать продолжительность поездки и честно об этом заявлял пользователю. Яндекс тоже не может рассчитать точно, но скрывает это.

Давайте разберем ситуацию с трех сторон, которые заинтересованы в определении цены поездки. Кто выиграет от этого и кто проиграет?

Водитель

Сразу скажу, что во многих случаях алгоритм Яндекса дает очень точную оценку продолжительности поездки, буквально с точностью до минуты. Хотя в большом городе тысячи причин могут привести к изменению продолжительности пути.

В целом указывать продолжительность пути с точностью до минуты небольшое безумие, еще и потому, что значение это вероятностное. Но только Бог судья Яндексу.

Почему я все время говорю именно про время в пути как главный ориентир в этой истории?

Потому что доход водителя напрямую зависит от продолжительности поездки. Чем больше поездок с пассажиром за час сделает водитель, тем больше составит его заработок в час.

Так вот, в часы пик алгоритм расчета времени поездки дает сильные сбои. Точнее он не учитывает вторую и последующие вероятностные продолжительности поездки.

Очевидно, что для водителя было бы более справедливо оценивать маршрут в диапазоне вероятностных значений, а реальную стоимость за поездку формировать исходя из времени, реального проведенного в пути.

Мое мнение, что водитель от такой политики ценообразования выиграет и не будет за свой счет возить пассажира или посылку на 10 минут больше. Давайте посмотрим, что произойдет с двумя другими участниками.

Пассажир

Пассажирский кейс будет сформулировать, конечно, сложнее. Будут возникать случаи, когда пассажир заплатит больше за поездку. Однако давайте подумаем, какие аргументы могут нивелировать ситуацию в пользу пассажира даже в случае повышения цены.

  • Пассажир может принять увеличение стоимости в случае, если оно будет справедливым. Речь идет не о случайном завышении цены (чем, в общем-то, Яндекс славится и без этого), а об оправданном. Оплата будет взиматься за время, проведенное в пути, правда, оно может увеличиться из-за пробок.
  • Подобный расчет стоимости поездки (назовем его диапазонным) может в конечном счете привести к росту удовлетворенности водителя, что скажется на качестве услуги для пользователя. Никто не любить ездить с недовольным водителем.
  • Фиксированная стоимость поездки была введена компаниями такси еще и для того, чтобы ограничить случаи мошенничества со стороны водителя. Иногда ему было выгоднее выбирать более длинный и неудобный маршрут, чтобы заработать побольше. Однако, я не говорю о том, что диапазонный расчет поездки стоит предлагать всем водителям без разбора. Его можно ввести как эксперимент на выбранной группе водителей и не открывать эту возможность для водителей с низким рейтингом.

Сервис такси (Яндекс)

Возможные аргументы для Яндекса, чтобы ввести диапазонное ценообразование в некоторых (это важно) случаях, не всегда.

  • Яндекс остается де-факто монополистом на рынке услуг такси в крупных городах. Это не значит, что на падающем рынке он может ломить какие угодно цены, но это может означать, что в определенных случаях оправданное повышение цены может быть принято пользователям, и он не откажется от поездки. В конце концов это тоже можно протестировать как гипотезу.
  • Заработок Яндекса от поездки составляет комиссия сервиса. Стоит ли говорить, что величина комиссии возрастает с ростом цены поездки?
  • Яндекс так или иначе борется за удовлетворенность водителей сервисом. Если данный шаг позволит поднять удовлетворенность или доход водителей, компания от этого только выиграет.
  • Любому сервису такси нужно как можно больше водителей на линии, особенно в часы пик. Из-за сложности работы в пробках и несправедливой оценки времени некоторые водители могут отказываться выходить на работу в такой период. Справедливая диапазонная оценка поможет активизировать эту группу в нужные периоды.
  • Обратил внимание также на то, что при формировании фиксированной цены поездки в каршеринге Драйв, Яндекс ее завышает. Скорее всего, Яндекс использует наименее вероятный, но более выгодный для себя маршрут и фактически закладывает риски изменения времени в пути в стоимость поездки. Поэтому я почти никогда не пользуюсь фиксированной ценой при поездке в Драйве.

Пишите в комментариях, что вы думаете про новый диапазонный способ расчета цены поездки или курьерской доставки в часы пик. Поставьте себя на место пассажира, Яндекса или водителя. Как бы вы предложили поступить всем трем участникам системы?

33
66 комментариев

С точки зрения клиента - неопределенность в стоимости поездки это катастрофа. Никогда не знаешь, хватит ли у тебя денег на поездку. В итоге клиент выберет другую службу и Яндекс перестанет быть монополистом и из массового такси перейдёт в премиум сегмент, для клиентов, которым все равно на изменение стоимости, иногда в несколько раз. И все это ради того, чтоб таксист которому и так некуда деваться в условиях нынешней монополии чувствовал себя более довольным?

5
Ответить

Михаил, клиент не выберет другую службу, это один из моих аргументов. Так как этой другой службы нет. Яндекс монополист и крепкий. Потом я не говорю, что это должно происходить постоянно, везде и всегда. Это выборочный эксперимент на группе водителей и пассажиров. Станет хуже, предлагаю признать эксперимент неудачным и закрыть. И да, я считаю, что аргумент удовлетворенности имеет весомое значение. Например, наша семья перестала пользоваться экономом по причине уставших и недовольных водителей. Это дополнительный риск.

Ответить

Раньше у Яндекса так и было. Я один раз пассажиром встрял на закрытом ж/д переезде и откладывал кирпичи, наблюдая, как увеличивается цена поездки.
Счётчик — это круто, но точно не в тех странах, где иногда город колом встаёт из-за пробок.

1
Ответить

То есть водитель за свой счёт должен Вас везти?

Ответить

Бывает, что поездка рассчитывается по времени и пробегу, но в 99% цена фиксированная.

Ответить

Давно уже этот "алгоритм" и ноу-хау внедрён. Без ИИ и смузи.

1
Ответить

Соглашусь. Но мейнстрим, что счетчик уже не в моде и уже давно. Впрочем, в некоторых ситуациях его надо вернуть. Как раз об этом пишу...

Ответить