$20 млн инвестиций, классный продукт... и провал. Разбираем кейс DOC+ с кофаундером

Помните телемедицинский сервис DOC+? Один из самых ярких российских стартапов за последнее время.

$20 млн инвестиций, классный продукт... и провал. Разбираем кейс DOC+ с кофаундером

У DOC+ был классный продукт, который любили пользователи; сильная команда; достаточно денег на развитие. Они в сумме привлекли около $20 Mln инвестиций от Baring Vostok и Yandex. Но компания была продана как база технологических решений по цене сильно ниже суммы инвестиций.

Я вот посмотрел на мировой объем рынка медицины по запросу и офигел. Больше $150 миллиардов годового оборота! На таком рынке точно можно найти свое место. Европейские игроки типа Babylon или Doctolib давно единороги, американские Amwell и Teladoc стоят еще больше. Даже если бы не получилось бы стать лидером на крупнейшем рынке, компанию с оборотом в десятки миллионов вполне можно было построить, пока рынок не был так плотно занят.

Что пошло не так? Я спросил об этом в интервью с одним из кофаундеров Виктором Белогубом.

— Мы увидели французскую компанию SOS Medsan, которая сделала вызов врача на дом через приложение в течение двух часов. Uber для врачей, если говорить просто. Компания быстро стала большой и прибыльной на своем домашнем рынке. Мы решили использовать эту бизнес-модель в России.

Итеративно пришли к идее мобильной клиники. В одном приложении и вызов врача, и телемедицина, и заказ лекарств, и электронная карта пациента, и многое другое. Пользователи такой продукт реально полюбили.

Главная наша ошибка — размер рынка. Людей, которые были готовы платить за наш сервис, в России оказалось на порядки меньше, чем мы думали. Потребовалось примерно два с половиной года, чтобы это понять. Оказалось даже, что их нет за пределами Москвы. Мы попробовали запуститься в Питере и провалились.

Это было как нокдаун. Можно еще подняться, но удар был очень сильный.

Да, это был просчет не только на уровне данных. Тогда сыграли роль и макроэкономические потрясения, санкции после Крымских событий. Также бесплатная ведомственная медицина в Москве стала очень хорошо работать. Мы вынужденно переориентировались на бизнес-клиентов. Это было болезненно, ведь пришлось менять практически все в компании на ходу. Не спасло.

Сейчас я развиваю The Coach App — #1 men’s health app в мире. Этот продукт я запустил сразу на крупнейшем рынке, несмотря на 20 лет опыта работы в России. Вообще я думаю что мир только в начале развития темы Wellness и это дает мне мотивацию двигаться дальше. Вижу, что мой продукт действительно востребован.

Я убежден, что DOC+ ждал бы успех, если бы мы изначально делали его на сильном рынке.

Интересно, что скиллы фаундеру на международном рынке оказываются нужны другие. А вот уровень стресса, потраченное количество сил и времени точно такие же, что на маленьком локальном. Скиллы можно прокачать, а вот зря потраченное время будет не вернуть, — рассказал Виктор.

Вот ровно мой опыт. Хорошему продукту нужен хороший рынок.

В других частях интервью Виктор рассказал про свой опыт ведения бизнеса в России, про скиллы фаундера на глобальном рынке и многое другое. Смотрите тут.

Интервью мы записали на закрытой встрече с участниками акселератора bigpicture. club. Мы регулярно делаем их для обмена опытом и мотивацией.

5
17 комментариев