Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

Привет, я Игорь Озеров, создатель Swiftle. Мы помогаем стартапам свести к минимуму time to market, для чего используем no-code подход в сочетании с классической разработкой. Сегодня хочу рассказать, как мы создали и запустили сервис Expresica, который облегчил жизнь американским дальнобойщикам.

Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

С чего все началось

Часто случается так: чем глубже погружаешься в какое-то дело, тем больше у тебя возникает претензий к тому, как все организовано. Желание оптимизировать процесс может превратиться в идею стартапа, а если повезет, то и в большой проект. Но везение — слишком шаткий фундамент для запуска бизнеса. Чтобы протестировать жизнеспособность идеи, понадобится MVP, который нужно запустить быстро. А кроме того, было бы неплохо не продавать квартиру и почку, чтобы инвестировать в его разработку.

Анар, наш заказчик, работает в тракинговом бизнесе — занимается перевозками по США.

Транспортная система Штатов перевозит около 50 миллионов тонн грузов в день. Грузовики водят приблизительно 3,5 миллиона дальнобойщиков.

При этом водитель не может просто связаться с клиентом и доставить груз из точки А в точку Б. По американскому законодательству, в процессе обязан участвовать брокер, а сделка сопровождается большим количеством бумажной работы: помимо договора с брокером, необходимо вручную документально фиксировать каждый этап: от подтверждения приема груза до акта о его доставке.

У Анара возникла идея сделать сервис, который обеспечит взаимодействие дальнобойщиков и заказчиков перевозок, заместит услуги брокеров и позволит сократить количество промежуточных итераций в документообороте, переведя его в электронную форму. Поскольку заказчик был далек от IT и не имел опыта запуска подобных стартапов, он обратился к нам.

Задача

Предстояло разработать сервис для двух категорий пользователей: тех, кто выставляет грузы, и тех, кто может их доставить по нужному адресу. Заказчик размещает на платформе заявку с желаемой ценой доставки, а дальнобойщик или принимает ее, или предлагает свою цену. Фактически, нужно было реализовать аукционную механику с возможностью выкупа по «горячей ставке».

<i>Сервис должен работать для двух категорий пользователей: заказчик, который выставляет груз, и водитель, который груз доставляет</i>
Сервис должен работать для двух категорий пользователей: заказчик, который выставляет груз, и водитель, который груз доставляет

Девизом сервиса, который еще только предстояло разработать, стала фраза «no more paperwork» — проект должен был автоматизировать бумажную работу. По задумке создателя, платформа сама формирует необходимые документы и позволяет нужной стороне их подписывать — для этого ей необходим статус электронного брокера, чтобы соответствовать требованиям законодательства.

Рынок грузоперевозок США и Канады де-факто един, однако законы этих стран отличаются, поэтому для MVP было принято решение ограничиться только перевозками в пределах США. Кроме того, мы решили сфокусироваться на относительно небольших грузах и машинах — обычных грузовиках и холодильниках. Это отсекает довольно большой сегмент компаний и водителей, работающих с длинными траками, зато позволяет создать продукт, с которым легче выйти на высококонкурентный рынок.

Решение

Первый этап — сбор бизнес-требований, формирование логики и структуры проекта. Нам нужно было действовать быстро, поэтому вместо 100-страничного громоздкого ТЗ мы собрали референсы — проекты из сферы грузоперевозок: Сonvoy, Trucker Path, Doft. Далее зафиксировали ключевые функции и проработали CJM для заказчиков услуг грузоперевозок и для дальнобойщиков. И сразу приступили к воплощению.

Для разработки нам понадобилось несколько сервисов: основой проекта стала no-code платформа Bubble, к которой мы подключили PDF-Monkey, Google Карты, Stripe и Twilio. Дизайн и интерфейсы проектировали с помощью Figma.

Такой выбор технологий позволил всего за три месяца запустить функциональный проект, собрать фидбек от реальных клиентов и оперативно подготовить новый релиз Expresica с обновлениями.

К разработке мобильных приложений для пользователей Android и iOS решили приступать только после того, как первая версия продукта докажет свою востребованность.

Визуальная часть

На этапе MVP главная опасность, которая подстерегает любой стартап, — желание все сделать максимально красиво. Но любая красота без функционала — впустую потраченное время и деньги, а потому самое главное — не увлекаться играми с цветами и шрифтами.

Вторая довольно частая «беда» — подключение к проекту по мере его роста новых исполнителей. Часто бывает так, что это создает недопонимание, фрустрацию участников процесса и затягивает сроки выполнения задачи.

Однако минус на минус при правильной организации проекта вполне способен превратиться в плюс. В нашем случае клиент привлек в середине работы нового иллюстратора. Это позволило не потерять время на старте, но при этом добавить в визуал свежих идей. На наш взгляд, получилось здорово.

Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

Ключевые особенности и «фишки» проекта

Главная идея проекта — облегчить жизнь всем участникам грузоперевозок. Поэтому мы сосредоточились на том, чтобы автоматизировать ключевые процессы:

  • Добавили автоматический расчет расстояния.
  • Цена перевозки и необходимые налоги рассчитываются на стороне сервиса.
  • Клиент может выбрать несколько автомобилей с водителями.

Все формы сервиса мы сделали лаконичными и простыми — водителю, который целый день «крутил баранку», не до разгадывания ребусов.

Оформление заказа

Expresica сама ведет пользователя от экрана к экрану, от формы к форме. Информация, уже имеющаяся в системе, автоматически подставляется в нужные поля, ее не нужно вносить вручную.

<i>Интерфейс заказчика, из которого он может создать новый груз или посмотреть информацию о выставленных ранее</i>
Интерфейс заказчика, из которого он может создать новый груз или посмотреть информацию о выставленных ранее

Когда заказчик создает заявку, он задает нужную локацию или выбирает ее из списка ранее указанных. После этого выбирает тип транспортного средства и при необходимости отмечает, требуется ли для перевозки дополнительное оборудование. На текущий момент доступны два truck type, но по мере роста сервиса количество вариантов будет увеличиваться. Финальный шаг — указание цены.

Заявка заказчика, в которой он заносит всю информацию о грузе: локацию, тип транспорта, который требуется, цену

Дальнобойщик видит в своем интерфейсе цену, дистанцию, начальную и конечную точку маршрута, вес груза и время. Когда водитель берет заказ, у него есть возможность согласиться с заявленной ценой или предложить свою. Система отправит уведомление грузоотправителю, который может или принять это предложение и утвердить сделку, или отказаться.

<i>Интерфейс дальнобойщика. Он может согласиться с заявленной ценой или предложить свою</i>
Интерфейс дальнобойщика. Он может согласиться с заявленной ценой или предложить свою

Принять заявку может не только сам водитель, но и менеджер компании с групповым аккаунтом. В этом случае он должен будет назначить заказ конкретного водителя из списка.

После того, как стороны пришли к согласию, Expresica формирует необходимые документы, которые после утверждения водителем и грузоотправителем имеют юридическую силу. Сервис отслеживает статус сделки до момента доставки заказа и оплаты сделки, что также подтверждается сторонами через интерфейс Expresica.

Когда груз доставлен, водитель меняет статус на «Unloaded» и прикрепляет фотографии груза

Для быстрого разрешения спорных ситуаций на платформе есть чат. Администрация рассматривает обращения в ручном режиме. При регистрации каждый шиппер оставляет контактные номера, поэтому операторы могут легко связаться с ним.

Выбор времени

В практике грузоперевозок в США широко распространены два типа указания времени, в которое можно забрать груз. Если оно фиксировано, то все очевидно: есть время, есть груз и есть конкретный водитель, который его повезет.

Но порой грузоотправитель указывает интервал, и тогда все превращается в гонку на скорость — первый водитель, приехавший на адрес в обозначенный промежуток времени, отправляется к месту доставки с грузом, а все остальные остаются ни с чем. На английском это звучит как «First-come-first-serve» и обозначается как FCFS. Ближайший русский аналог этого выражения: «Кто первый встал, того и тапки».

В нашем сервисе реализованы оба привычных американским водителям варианта.

Автоматический расчет расстояния

Исторической особенностью США является то, что в разных штатах могут встречаться одинаковые названия городов, что нередко вводит в заблуждение неопытных туристов. Однако в случае грузоперевозок цена подобной ошибки может измеряться в сотнях и даже тысячах миль пробега грузовика с грузом, потерей времени и репутации.

Мы позаботились о том, чтобы избавить клиентов Expresica от подобных неприятностей, интегрировав в сервис Google Maps. Автоматический расчет расстояния показывает дистанцию между двумя точками, чтобы точно знать, сколько миль займет доставка. Чтобы избежать неверного выбора, мы сообщаем Google API не только название ��орода, но и штат, а в некоторых случаях даже широту и долготу.

Расчет цены. Налоги

Мы добавили автоматический расчет стоимости доставки — сервис сразу показывает ее заказчику с учетом налога брокера. Водитель ставит свою цену, сервис автоматически добавляет налог, так что отправитель видит сумму чуть больше.

Что получилось в результате

В создании Expresica принимали участие 4 разработчика. Сейчас сервисом пользуются более 1300 дальнобойщиков с 2500 грузовиками по всей территории США. Более 50 заявок обрабатывается каждый день.

Сейчас сервисом пользуются более 1300 дальнобойщиков с 2500 грузовиками по всей территории США. Более 50 заявок обрабатывается каждый день.

Как за 90 дней с помощью no-code упростить жизнь водителя грузовика в США. Кейс Expresica

С ростом сервиса наш клиент запустил бесплатную программу по обучению грузовых диспетчеров «Expresica Academy», после прохождения которой можно трудоустроиться к ним. Сейчас по ней обучается около 40 человек.

В ближайших планах — разработка мобильного приложения. А также запуск новых сервисов, которые позволят автоматизировать большинство процессов, связанные с тракиновым бизнесом в США. В общем, создание экосистемы продуктов для всех, кто доставляет и получает грузы.

С компанией Swiftle мы работаем уже больше года. Обратился к ним после неудачного опыта с похожей компанией по поводу другого моего продукта. Игорь (CEO Swiftle) и его команда помогли исправить все недочеты, оставленные предыдущим исполнителем. Мне понравился его подход, внимание к качеству продукта и к построению взаимоотношений с клиентом.

Спустя время я задумался о создании платформы Expresica на базе моего оффлайн-бизнеса, и я снова обратился к Swiftle. Рассказал про идею, Игорь подключил меня к команде и мы начали работу над платформой. Спустя короткое время была запущена первая версия.

У меня нет знаний в программировании и IT, поэтому иногда мои предложения по разработке продукта могли быть не совсем рациональны или последовательны. Но команда Swiftle показала и убедила, что no-code адаптивен к быстрым изменениям и очень гибок. Поэтому все, даже невыполнимые на первый взгляд задачи, получилось реализовать

Анар Сеидов, Founder Expresica

No-code помогает стартапам минимизировать time to market, запустить MVP и на практике выстроить юнит-экономику проекта — это особенно важно сейчас, когда обстановка и потребности аудитории меняются еще быстрее, чем обычно. Кейс Expresica подтверждает, что для запуска сервиса не обязательно тратить месяцы и годы — сделать процесс технологичнее и проще можно меньшими усилиями.

Если у вас остались вопросы, рад буду ответить на них в комментариях или обсудить в Телеграме. С другими нашими кейсами можно ознакомиться здесь.

Остаемся на связи!

81
61 комментарий