Как за две недели разработать приложение, которое понравится клиентам
Я думал, что это будет очередной типичный текст о создании приложения. Это должна была быть история о том, как разработчики преодолевали десятки проблем, решали сложные задачи на «программистском», чудом успевали к дедлайнам — и после этого преисполнились в своём сознании бесконечными лайфаками, которыми гуманитарий вроде меня и будет делиться.
Ничего подобного не произошло.
Так, что тут вообще происходит?
Давайте по порядку.
Меня зовут Гриша, и последние два месяца я работаю в компании «Финансист». Если кратко, это сервис для предпринимателей и финансовых директоров, который предоставляет им всю необходимую отчётность, чтобы они могли работать мозгами, а не собирать руками бесконечные цифры.
Что касается меня, в «Финансист» я устроился в качестве редактора, чтобы вести экспертный блог, делать рассылки и писать различные тексты. Пару недель назад мне поручили написать материал о разработке приложения «Финансист», которое вышло в сторах незадолго до моего появления в компании.
Ожидания. Спойлер: суровые будни
За время моей карьеры журналистом и редактором я часто сталкивался с подобными текстами.
Обычно они похожи на остросюжетное кино. Иногда на классическую историю преодоления, где буквально все обстоятельства против нашего героя-разработчика, но он не сдаётся и побеждает. Иногда на напряженный триллер, где за 5 секунд до дедлайна кажется, что приложение уже не выйдет, но в последний момент всё-таки случается хэппи-энд.
Ну и конечно, в конце любого такого текста — лайфхаки, лайфхаки и ещё больше лайфхаков, чтобы читатель не потратил время даром.
Но история приложения в «Финансисте» оказалась совсем другим кино.
Реальность. Спойлер: прозаичная
Перед онлайн-встречей с нашим разрабом я подготовил десяток вопросов и уже предвкушал его рассказ о тяготах работы. К тому моменту я уже знал, что приложение собрали с нуля и выпустили в сторах всего за две недели. Казалось, что адские сроки просто обязаны таить за собой мощную историю.
С такими ожиданиями я отправился на встречу с разработчиком Хиуном. Вот, что он рассказал.
• Больших сложностей в разработке приложения не было — у «Финансиста» был правильный продуктовый подход к самой платформе, что получилось использовать при создании мобилки.
• Не было никакой большой подготовки, углубленного кастдева или длительной проверки гипотез. Было лишь предположение, что нашим пользователям будут интересны две фичи — финотчёт на ежедневной основе и согласование платёжных заявок.
• При переносе большого количества сложных графиков из десктопа в мобилку сложностей тоже не было. В приложении просто всё правильно скомпоновали для удобного скроллинга.
• Всё готово было за две недели. Но никакого секрета в этом нет — мы просто хотели сделать быстро, много работали и по итогу запустились.
• При выходе в AppStore возникли сложности.
«Да-да, сложности! И как вы с ними справились?», — загорелся я. «Да мы просто поняли, что наш тип аккаунта не подходит, зарегистрировали подходящий и выпустили релиз. Глобальных проблем со сторами вообще нет», — бодро ответил Хиун.
Почему всё так просто?
Единственный вопрос, который у меня остался после ответов нашего разраба. Но и здесь никакого секрета не оказалось.
«Когда я взялся за приложение, у бэкенда уже были необходимые наработки — вся логика бизнес-процессов была качественно прописана и протестирована на десктопном “Финансисте”. Я не выдумывал ничего нового — шёл по пути ребят, которые это сделали до меня», — объяснил Хиун.
На этом этапе я немного загрустил — в этой истории не было ничего полезного, о чём можно было бы рассказать читателям. Тогда Хиун посоветовал мне поговорить ещё с нашим продакт-менеджером — может быть, в её работе окажутся те драмы и преодоления, на которые я изначально рассчитывал.
Драма появилась?
И снова нет. Продакт-менеджер Катя рассказала, что тоже просто работала и всё — находила баги, указывала на проблемные моменты, проверяла, чтобы всё работало, как привыкли пользователи «Финансиста».
Более того, по ходу встречи с Катей я понял, что никаких двухнедельных дедлайнов не было. На установочной встрече команда договорилась выпустить MVP-версию через месяц — просто всё удалось сделать за 14 дней.
Дополнительно Катя рассказала об обратной связи, которую «Финансист» получил после выхода приложения. Вы, наверное, уже догадались — и здесь ничего удивительного не произошло.
• Гипотеза про две главные фичи оправдалась — пользователи были заинтересованы именно в этом.
• Никаких глобальных нареканий от пользователей после релиза не было — лишь отдельные пожелания, чтобы разрабы добавили определенные фильтры или возможность загружать платежи.
По итогу разговор с Катей свёлся к тому же — мы просто много работали, просто выпустили приложение и просто его доработали на основе фидбека от пользователей.
Надежда на полноценную статью угасала. Мне оставалось лишь поговорить с CEO «Финансиста» Станиславом Кутузовым, который этот процесс и запустил.
Встреча № 3
Встреча с нашим СЕO началась с краткого пересказа моих прошлых «приключений», а продолжилась рассказом самого Стаса о том, как в «Финансисте» решили взяться за создание приложения.
«Глобально создание приложения было связано с появлением согласования платежей. Мы хотели перевести процесс в мобильный формат, чтобы пользователи могли согласовывать, находясь вне рабочего места.
Мы понимали, что это важный процесс. Сначала мы идеально отточили его в вебе, а уже потом шагнули вперёд и стали делать приложение. Действительно, получается так — мы работали, работали и сделали», — подытожил Стас.
После последней фразы я окончательно похоронил мысль подготовить статью о приложении.
Напоследок я спросил про те самые пресловутые лайфхаки: «Ну а может есть что-то, что ты мог бы посоветовать другим компаниям, которые хотят сделать приложение в кратчайшие сроки?». Наступил решающий момент и… Хэппи-энд случился — пара советов у руководителя «Финансиста» нашлось.
Да-да, всё-таки лайфхаки
✓ Совет № 1. Запускать приложение, как только будет готова MVP-версия
Мы подошли к разработке приложения следующим образом — увидели запрос от клиентов, за две недели сделали MVP и сразу же запустили его в пользователей. Теоретически наш подход не был верным, но благодаря ему мы сэкономили время и получили фидбек от реальных пользователей. На его основе мы стали дорабатывать только то, что клиентам реально нужно.
✓ Совет № 2. Не делать большие ТЗ
Если вы хотите сделать быстро, отсекайте от MVP лишние углы. Конечно, уже на старте хочется впихнуть в приложение побольше функционала, добавить кучу фильтров и вообще навести красоту.
Но это тот случай, когда «хотелки» стоит обрезать — нужно дать клиенту главную ценность и реализовать ключевую фичу. Всё остальное вы сможете доработать, когда получите фидбек от пользователей.
✓ Совет № 3. Попробовать найти эксперта в приложениях на стороне
Если у вас в штате есть опытный разработчик приложений, этот совет не для вас. У нас в команде такого человека не было, и мы нашли экспертизу на рынке. Если бы мы начали делать приложение самостоятельно, процесс занял бы больше времени.
Что-то ещё?
Получив долгожданные лайфхаки, я всё-таки написал статью о разработке приложения «Финансист». О разработке, которая вышла удачной и не столкнулась с большими проблемами, несмотря на сжатые сроки.
И вот эта кажущаяся простота, которая в начале меня расстраивала, по итогу внезапно вдохновила. Ведь нет ничего плохого в том, что команда профессионалов просто взяла гипотезу, просто усердно поработала и просто получила на выходе хороший продукт. Иногда пресловутый совет про «бери и делай», действительно, работает.
"Пресловутый совет" всегда работает :)
Всё чаще в этом убеждаюсь)