Миллиарды на собаках. Как зарубежная зооиндустрия делает деньги и почему России до неё далеко?
Разбираем лидеров рынка продуктов и услуг для домашних животных и отправляемся в нокаут с цифр.
У тебя есть пёс? Можешь накормить его блюдом из мраморной говядины, свозить на элитный груминг на собачьем бизнес-такси, посетить личного ветеринара и уложить спать в двуспальной кровати с пледом из верблюжьей шерсти.
У немецкой овчарки Гюнтера 4 белые трюфели на обед, автопарк элитных автомобилей, дом на Багамских островах, частный самолёт и капитал в $453 млн. Пудель Тоби Раймс — наследник $15 млн, живёт с личным дворецким и спит на кровати с балдахином и атласной простыней. Болонка Трабл Хемсли обладательница $12 млн, дважды в месяц посещает косметолога, раз в год летает на целебные источники в Швейцарию и питается только отборной натуральной индейкой и свежими овощами.
Не удивительно, что с такими клиентами зооиндустрия будет процветать, благоухать и предлагать новые и новые сервисы чересчур любящим хозяевам.
С начала пандемии за рубежом активно растёт тренд на гуманизацию домашних животных — увеличивается количество владельцев, которые считают питомца членом семьи и относятся к нему соответствующим образом. Они готовы тратиться на корм, заинтересованы в новых нетипичных сервисах, могут стабильно выделять хороший бюджет и при выборе товаров смотрят не на цену, а на теги «полезно», «натурально», «разработано ветеринаром».
Рынок товаров, продуктов и услуг для домашних животных вырос до $261 млрд. в 2022 году по сравнению с $245 млрд. в 2021 году.
По оценкам, совокупный годовой темп роста (CAGR) в размере 6,1% к 2027 году увеличит эту цифру до $350 миллиардов.
Мы выделили 5 направлений западного зообизнеса, посмотрели, что они предлагают, какой делают профит и сравнили их с российскими реалиями.
Правильное питание
Сфера, где, на первый взгляд, кажется, что основатели бизнеса купаются в деньгах. На второй взгляд тоже так кажется. А на третий — уже не кажется.
Корма и лакомства — самая высокая категория расходов в зооиндустрии.
Объём мирового рынка кормов составил $110 млрд. Ожидается, что к 2029 году он вырастет до $164 млрд.
Владельцы стали более стратегически подходить к выбору еды для своих питомцев. Теперь в приоритете не дешёвое и доступное, а полезное, натуральное и экологичное. Как результат, на ринг вышло много стартапов, предлагающих новые виды кормов и инновационные рецепты лакомств. А крупные игроки чувствуют себя, как рыбы в воде:
Что касается новичков — некоторые из них смогли нагнуть рынок и неплохо позолотить ручку.
Год основания: 2016
Финансирование: $113 млн
Компания производит наборы лакомств и индивидуальное натуральное питание для собак, приготовленное по технологии Human Grade. В октябре 2021 года она привлекла $55 млн.
Недельный рацион на одну собачку начинается от 20 фунтов, но окончательная цена зависит от веса.
Год основания: 2014
Финансирование: $103 млн
Другой стартап по производству натурального питания для собак, но уже в США. Основатели Джонатан Регекс и Бретт Подольски придумали компанию после того, как обнаружили, что домашний корм облегчает проблемы с пищеварением у собаки Подольски. В 2020 году компания завершила раунд финансирования на сумму $54 млн.
Цена за рацион — от $2 до $12 в день.
Год основания: 2017
Финансирование: $12 млн
Та же история с производством индивидуальных кормов, адаптированных к потребностям собаки, но уже на рынках Португалии, Испании и Италии. Barkyn тоже предлагает круглосуточную поддержку ветеринаров и использует в корме омолаживающую добавку Oxi+.
Ветеринария
Согласно отчёту Future Market Insights, мировые продажи ветеринарных услуг в 2021 году составили $102 млрд. Прогнозируемый рост рынка в 2022-2032 годах, как ожидается, будет значительно выше исторического роста.
После перевода всех процессов на удалёнку владельцам чаще стали рекомендовать ветеринарные круглосуточные онлайн-сессии и постоянную поддержку питомцев по ежемесячной подписке. Мы привыкли к онлайн-сервисам, поэтому из всех предложенных вариантов с большей вероятностью выберем тот, который требует только нажать кнопку «вызвать»/«заказать»/«забронировать». На основе этого сейчас и разрабатываются новые предложения и виды услуг.
Год основания: 2021
Финансирование: $42 млн
Платформа для ухода за домашними животными с ветеринарным наблюдением и консультациями на дому. Другими словами, вызов ветеринара на дом.
Компания предоставляет практикующим врачам возможность оказывать профилактическую помощь животным в их привычной обстановке, а владельцам получить ветеринарную услугу или консультацию, не покидая свою квартиру. Визиты ветеринара включают в себя полную диагностику питомца и оказание необходимых услуг — анализ крови, взятие жизненно важных показателей, микрочипирование, прививки, сертификаты и др.
Стартап привлёк $40 млн в январе 2022 и активно развивается.
Год основания: 2013
Финансирование: $16 млн
Платформа помогает ветеринарам консультировать своих клиентов онлайн, экономя время, но при этом выполняя больше работы. В 2019 году PetDesk получила инвестиции в размере $12 млн от PeakSpan Capital с планом — вернуть 10 миллионов лет жизни домашним животным во всем мире за 10 лет.
Год основания: 2016
Финансирование: $75 млн
Стартап, обеспечивающий безопасность домашним животным и спокойствие владельцам. Предлагает круглосуточные ветеринарные онлайн-консультации и продукты, которые поддерживают и укрепляют здоровье. В ноябре 2021 года стартап закрыл раунд на $44 млн.
Цена подписки на месяц начинается от 25 долларов.
Страхование
Объем рынка страхования домашних животных в 2021 году оценивался в $8 млрд. С 2022 по 2030 года (CAGR) по оценкам ежегодный рост составит 16,7%.
Частые причины страхования:
- Несчастный случай и болезнь
- Только несчастный случай
Страны, в которых больше распространено страхование домашних животных: США, Канада, Германия, Франция, Италия, Китай, Бразилия и другие. Список длинный, его можно посмотреть здесь. Удивительно (или очевидно?) — в нём нет России, хотя мы №3 в мире по количеству собак и кошек.
Год основания: 2016
Финансирование: $18 млн
Ветеринарная экстренная медицинская помощь за ежемесячную плату. Компания стремится помочь владельцам домашних животных обеспечить качественный уход за своими питомцами, избегая при этом дорогостоящих ветеринарных счетов. Pawp запустили в 2019 году, но уже к середине 2021 он привлек $13 млн от нескольких престижных инвесторов, включая основателей Allbirds, Harry's и Zocdoc.
Год основания: 2015
Финансирование: $94 млн
Биотехнологический стартап по тестированию ДНК собак. Помогает владельцам узнать информацию о здоровье питомца и о рисках потенциальных заболеваний.
Год основания: 2018
Финансирование: $16 млн
Стартап по уходу за домашними животными — оздоровительные услуги и ежемесячная страховка. Wagmo предоставляет оздоровительные планы (лекарства, регулярные визиты ветеринара, прививки) и помогает владельцам собак справляться с заболеваниями и травмами. В июле 2021 года компания привлекла $12,5 млн в рамках раунда финансирования серии А.
Стоимость начинается от $13 в месяц.
Товары и услуги
Мы сломали головы и глаза, пока искали статистику мировых продаж товаров и услуг для домашних животных за 2021-2022. В итоге смогли вытащить только сегментированную статистику.
Вы знали, что объем мирового рынка одежды для домашних животных в 2021 году составил $5 миллиардов? А что в 2022 году сфера выгула собак достигла $979 миллионов? Страшно высокие и многообещающие цифры для стартапов.
Год основания: 2011
Финансирование: $282 млн
Компания разрабатывает подарочные боксы для собак. Вам когда-нибудь предлагали что-то подобное? Внутри: игрушки и лакомства, подобранные индивидуально для каждого питомца с учётом породы, веса и вкусовых предпочтений (две игрушки, лакомства и даже специальная жевательная резинка).
Владелец оформляет ежемесячную подписку в районе $20-$40 и каждый месяц его собаке привозят кастомизированный бокс.
Еще раз - компания доставляет игрушки для собак, привлекла $282 млн инвестиций и торгуется на бирже NYSE с тикетом BARK. Просто вау!
Год основания: 2012
Финансирование: $38 млн
Компания занимается GPS-навигацией для домашних животных и помогает владельцам следить за своими питомцами с помощью смартфонов.
В мае 2021 года Tractive привлекла $35 млн.
Год основания: 2010
Финансирование: $4 млн
Стартап по уходу за домашними животными, помогающий решать проблему с потеряшками. Он предлагает идентификационные бирки для питомцев — чтобы показать информацию, необходимую для поиска владельца, нужно отсканирвоать бирку.
Отдельно из сферы услуг мы решили выделить два направления, которые растут семимильными шагами.
1) Фитнес
Для нас пока тёмная лошадка индустрии. Бодибилдинг для собак? Собачий протеиновый порошок? Нет, это не шутка. Такое действительно существует, и в некоторых случаях речь идёт не про назначенные ветеринаром упражнения, а личную инициативу владельцев превратить своих питомцев в дог-версию Шварценеггера.
Конечно, первоначальное значение собачьего спорта — здоровье животного, поэтому фитнес-мероприятия и различные добавки в основном предлагают фармацевтические и ветеринарные компании. Но помимо гигантов, есть небольшие представители сферы, которые не так сильно заметны, но всё равно наращивают собственные мускулы (именно поэтому информации об их финансировании и о них самих нет в открытых источниках, либо её очень мало):
Продают протеин, чтобы помогать собакам с недовесом и создавать, как мы уже говорили, хвостатых Шварценеггеров (кстати часто в таком амплуа можно увидеть питбулей).
Производят специальное оборудование и снаряжение для дрессировки служебных собак. В ассортименте: различные утяжелители для бега, поводки, служебные атрибуты и другие принадлежности.
2) Красота и мода
Тренд на гуманизацию, о котором мы говорили раньше, особенно сильно заметен в сфере зоо-красоты: груминг, аксессуары, одежда и другие фэшн-предложения.
«Pet Fashion» активно растёт за счёт владельцев, желающих очеловечить своих питомцев или просто позаботиться не только о здоровье, но и о том, чтобы шерсть было шёлковой, когти ровными, а клыки белоснежными. Из-за повышенного спроса на средства по уходу, компании стремятся производить и предлагать инновационные и высококачественные продукты.
Год основания: 1965
Компания далеко не новичок на рынке (что вы можете увидеть сами), но не упомянуть её мы не могли. Её сервис груминга — настоящий рай для животных. Ванна с массажем, сушка разными методами в зависимости от породы, стильная стрижка от квалифицированных мастеров и табель успеваемости с отчётом о проделанных «спа-процедурах» и рекомендациями по уходу до следующего приёма. Мы завидуем. А вы?
Выручка компании за 2021 год $5,8 млрд и это большое бесспорное «вау».
Год основания: 2016
Финансирование: не раскрыто
Широкомасштабный люксовый бренд для домашних животных с крупной дистрибуцией — «Влияние моды, искусства и архитектуры в сочетании с высококлассной функциональностью». В ассортименте: джемперы ручной вязки, аксессуары, детские наборы для кошек и собак, вигвамы, кровати, поводки и многое другое.
В 2019 компания закрыла финансирование серии A на нераскрытую сумму.
Бренд уходовых средств для собак. Все продукты произведены только из высококачественных ингредиентов, которые прошли стандарты безопасности и чистоты.
А что в России?
До недавнего времени в России практически не было сервисов, предлагающих более персонализированный и современный подход к владельцам и питомцам. По нашему мнению, главные причины:
- Сильная конкуренция западных брендов (которые в 2022 значительно сократили поставки)
- Отсутствие необходимости ухаживать за питомцем так, как за собой.
Но сейчас рынок быстро растёт, отношение к домашним животным и их уходу меняется, поэтому мы хотим поделиться с вами классными игроками, которые дают новый старт отечественному зообизнесу.
Сервис ветеринарных онлайн-консультаций от ведущих специалистов Москвы и Санкт-Петербурга. С 2015 года команда из ветеринаров, кинологов и зоопсихологов помогают владельцам и их питомцам в экстренной ситуации в любой день и в любое время.
Гид по миру для собак. Сервис, который показывает дог-френдли места в России, Беларуси, Грузии и Армении. Все рестораны, парки, груминг-салоны, зоомагазины, собачьи площадки и ветеринарные клиники проверены лично командой, поэтому владельцы могут не оставлять питомца дома и не гадать, куда с ним могут пустить.
Онлайн-сервис для умного поиска потерявшихся домашних животных, который в 2021 году запустил Гознак — производитель государственных монет и денежных знаков в России. Приложение помогает с точностью до 98% распознавать пропавших кошек и собак по фотографии из вашего смартфона. Если в базе будут объявления о пропаже и находке с фото одного и того же животного, они автоматически сопоставятся.
Мы тоже приняли участие в развитии российской зооиндустрии и запустили свой сервис заботы о домашних животных.
Наша команда разрабатывает готовое натуральное питание индивидуально для каждой собаки с учетом всех её особеннос��ей, потребностей и заболеваний. С момента подписки на сервис у владельца появляется личный ветеринар, который готов помочь с любым вопросом онлайн 24/7.
В будущем планируем создать полноценное сообщество для владельцев домашних животных со всеми полезными продуктами и услугами, а пока радуем собачек вкусной едой и бережным отношением.
Поделитесь в комментариях, каких сервисов для ваших собак и кошек вам не хватает? Или расскажите о тех, которые используете каждый день!