Кадровое делопроизводство в несколько кликов

Традиционный вариант ведения дел, который подразумевает бесконечное хождение по кабинетам с заявлением в руках, уходит в прошлое. Пандемия ускорила изменения, заставив на законодательном уровне разработать механизмы удаленного взаимодействия. В 2020 году стартовал эксперимент Минтруда России по переходу на цифровое кадровое делопроизводство, который показал хорошие результаты. Год спустя 377-ФЗ закрепил право организаций вести работу в новом формате.

Кадровое делопроизводство в несколько кликов

Перевести в цифру можно почти все соответствующие документы, даже основополагающий трудовой договор. Исключение составляют приказы об увольнении, акты о несчастном случае и журналы по охране труда.

Как сейчас выстроить работу по-новому?

Выбор системы кадрового делопроизводства

Для запуска трансформации нужна подходящая информационная система (ИС). Согласно букве закона это может быть портал «Работа в России» либо корпоративная ИС, используемая для обработки данных. Сегодня функциональные возможности платформы «РвР» ограничены, в то время как развитие систем для кадрового электронного документооборота (КЭДО) идет полным ходом.

Выбор остается за менеджментом каждого конкретного предприятия. При изучении рынка программных продуктов рекомендуем учитывать:

  • широкие интеграционные возможности ИС (с порталом «РвР», программой «1С:Зарплата и управление персоналом» и другими HRM-платформами);
  • дружелюбный интерфейс;
  • электронные подписи, создаваемые прямо в ИС, и интеграция с «Госключом»;

  • различные варианты доступа (ПК, смартфон, инфокиоск), подходящие даже работникам, которые трудятся «в полях»;

  • возможность организации долговременного юридически значимого хранения материалов.

Ключевой компонент — электронная подпись

За годы ведения дел на бумаге мы привыкли доверять подписи, которую каждый из нас ставил на оригинальном бланке с помощью ручки. Однако новые технологии цифрового заверения также заслуживают доверия — они соответствуют ГОСТ и отвечают требованиям информационной безопасности. Подделать ЭП гораздо сложнее, чем провернуть подобную махинацию на бумаге.

В кадровых процессах используется три разновидности ЭП — простая (ПЭП), усиленная неквалифицированная (УНЭП) и усиленная квалифицированная (УКЭП). Отличаются они степенью защищенности: ПЭП формируется с помощью пароля или кода, в то время как усиленная подпись создается через криптографическое шифрование. Они позволяют не только подтвердить личность подписанта и подлинность документа, но и отследить все вносимые изменения, а также организовать юридически значимое хранение.

Современные платформы могут генерировать два вида подписи прямо в системе — ПЭП и УНЭП. Для получения УКЭП, которая обычно используется со стороны работодателя, придется обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.

Сегодня существует еще один тип ЭП — «Госключ». Это бесплатный государственный сервис для мобильного подписания, который уже работает при заключении договоров на услуги связи и совершении сделок купли-продажи автомобиля. Также «Госключ» подключен к некоторым платформам КЭДО, которые тестируют его в рамках эксперимента Минцифры России.

Переход в цифру: пошаговая инструкция

В соответствии с законодательством работодатель не обязан менять привычный формат ведения дел, но имеет на это право.

Предположим, решение о подключении к КЭДО на предприятии принято, ИС выбрана. Что дальше?

Шаг 1. Определить, какие данные перейдут в цифру первыми. Необязательно распространять обновление на все процессы сразу. Можно начать с конкретной группы документов (к примеру, связанных с оформлением отпусков), а затем постепенно подключать другие. При этом стандартизованные форматы будут разработаны к 1 марта 2023 года. Пока можно задействовать собственные наработки и шаблоны.

Шаг 2. Закрепить обновление во внутренних регламентах.

Шаг 3. Уведомить всех работников и запросить их согласие на электронный обмен документами. Каждый специалист вправе отказаться от нововведения — тогда дела по нему будут вестись на бумаге. Важно, что согласно 377-ФЗ в том случае, если человек трудоустраивается после 31 декабря 2021 года без стажа, работодатель может не запрашивать его согласие на взаимодействие в цифре.

Преимущества кадрового делопроизводства в электронном виде

Компаниям, привыкшим работать по старинке, не всегда легко дается переход на инновационные решения. Однако выгоды от такой трансформации очевидны:

  • Экономия средств, которые раньше тратились на бумагу, обслуживание оргтехники, услуги курьеров.

  • Ускорение HR-процессов и прозрачное взаимодействие между руководителем и подчиненными.

  • Удобное сотрудничество с удаленными специалистами.

  • Высвобождение ресурсов HR-менеджеров, у которых появляется время для решения творческих задач.
  • Репутационные бонусы — сегодня не все предприятия могут предложить электронное взаимодействие с сотрудниками, а значит, флагманы цифровизации будут привлекать к себе внимание соискателей.

«Устранение бюрократических барьеров серьезно повышает престиж организации, создается образ современной компании. Все документы остаются буквально в кармане у сотрудника — они всегда под рукой в смартфоне».

Артём Пермяков, R&D директор

Опыт внедрения КЭДО

Многие уже пользуются преимуществами обновленных стандартов работы. 500 сотрудников компании Mediascope, лидера российского рынка медиаисследований, активно используют платформу Directum HR Pro. В цифру переведены несколько разновидностей документов, связанных с оформлением отпусков, выплатой премий, изменением должностей или окладов, что привело к ускорению процессов в 3 раза.

22
1 комментарий

Оптимизация пойдет на пользу, люди перестанут бегать с бумажками и вести архив по сотрудникам. И затраты на бумагу меньше и работать удобно.

1
Ответить