«МегаФон» за год: смена стратегии, новое позиционирование и попадание в тройку сильнейших брендов России

Процесс трансформации оператора.

С марта 2015 года «МегаФон» продвигал свои услуги под слоганом «По-настоящему рядом». Компания обращалась к семейным людям в возрасте 25–40 лет, предлагая им оставаться на связи с близкими даже находясь на расстоянии. Оператор использовал для продвижения короткометражные эмоциональные ролики со звёздами российского кинематографа, демонстрируя случаи, когда общения только голосом бывает недостаточно.

Первый рекламный ролик позиционирования «По-настоящему» рядом

Для людей «МегаФон» старался быть помощником, который предоставляет хорошую связь и помогает сэкономить. Но такая стратегия оказалась не очень эффективной с точки зрения бизнеса и изменений в объемах потреблении информации. Причина тому — падение выручки от голосовых услуг. Люди всё больше общаются в мессенджерах и меньше говорят по телефону. Рост категории цифровых абонентов оказался слишком быстрым, отказ от простых телефонов и «фичафонов» в пользу смартфонов — невероятно стремительным.

Новая стратегия

Весной 2017 года совет директоров «МегаФона» утвердил новую стратегию развития компании. В её основу легли изменения, которые коснулись всего телекома. Раньше операторы строили вышки, увеличивали зону покрытия и вводили новые стандарты связи, чтобы клиентская база становилась больше. Сейчас количество пользователей значительно не увеличивается, но меняется культура потребления и глубина использования услуг.

В новой стратегии компания решила сосредоточиться на работе с «цифровыми клиентами». Раньше под это определение подходили только продвинутые пользователи, сейчас немного иначе: в городах с населением более 100 тысяч человек около 70% пользователей интернета выходят в сеть с мобильных устройств. Половина приобретаемых смартфонов поддерживают LTE и имеют размер экрана больше пяти дюймов. А 80% смартфонов работают на процессорах с четырьмя и более ядрами.

Наша задача, чтобы такие клиенты пользовались услугами «МегаФона» как можно дольше. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Это требует коренной трансформации всего нашего бизнеса. Услуги оператора должны быть лучшими не только с позиции инфраструктуры (интернет — по прежнему самым быстрым, связь — бесперебойной, обслуживание — качественным), но и с маркетинговой точки зрения — продукты и услуги клиенты хотят видеть реально полезными, уникальными. Все это вместе гарантирует оператору устойчивость при любых обстоятельствах.

Влад Вольфсон, коммерческий директор «МегаФона»

«Цифровой клиент» сегодня — это среднестатистический россиянин. Он общается через мессенджеры, социальные сети и предпочитает онлайн-услуги оффлайновым. Этих людей «МегаФон» не подключает к сети, им «подключают возможности» пользоваться инструментами, которые упрощают жизнь — «МегаФон Банк», «МегаФон ТВ», «МегаФон Путешествия» и другие.

Бренд обращался к молодой аудитории. Воспринимался как доступный, инновационный, развивающийся. Компания росла быстро и уверенно. Продукт доминировал над брендом.
Бренд обращался к семейной аудитории через эмоции. Предлагал быть рядом с близкими, поделиться радостью момента.
Бренд обращается к пользователям мобильного интернета. Пользователь доминирует над продуктом.

Новое позиционирование

После утверждения стратегии стало очевидно, что позиционирование «По-настоящему рядом» не отвечает поставленным задачам. Исследование «здоровья» бренда показало, что восприятие «МегаФона» активными пользователями мобильного интернета проседало по ряду показателей. Респонденты не ассоциировали компанию с инновациями, быстрым интернетом и не считали, что оператор открывает новые возможности.

Поиск решений начался с разработки нового позиционирования. За эту задачу взялось немецкое агентство Interbrand, в результате работы которого, появилась концепция «Начинается с тебя». По задумке авторов, она должна отражать обещание бренда: «с «МегаФоном» человек открывает и использует все возможности, которые даёт ему жизнь». В основе всего должен быть пользователь и компания старается стать его партнёром.

В визуальной части изменения коснулись цвета — наиболее узнаваемого элемента бренда. Зелёный и фиолетовый стали более яркими и «свежими». Второй сильный актив бренда — узнаваемые формы логотипа — остался прежним. Исследования показали, что логотип достаточно узнаваем и менять его не стоит.

«МегаФон» за год: смена стратегии, новое позиционирование и попадание в тройку сильнейших брендов России

К логотипу добавили ещё один визуальный элемент — суперзнак из трёх точек. Компания планировала интегрироваться в цифровой мир, в том числе и в бренд айдентики. Три точки можно интерпретировать как элемент диалога. И как символ входа в цифровой мир: пользователи видят три точки, когда кто-то пишет в мессенджерах, а в некоторых браузерах используются значки с тремя точками, когда нужно раскрыть окно или поделиться статьей.

Развитие основного бизнеса

Новый подход в отношениях с клиентами требовал изменений в продуктовой линейке «МегаФона». В первую очередь это касалось тарифов.

До недавнего времени ценообразование тарифов строилось по простому принципу: чем больше пакет услуг, тем больше денег платит абонент. По этому принципу была устроена линейка «Всё включено». Но чаще всего лимиты пакетов не расходовались полностью, то есть фактически клиенты переплачивали за услуги.

Чтобы создать ценность без ценовой конкуренции, «МегаФон» проанализировал большие данные. На основе поведения 2 млн абонентов специалисты оператора выяснили, чем пользуются люди в рамках своих тарифов.

Оказалось, что всех абонентов можно разделить на сегменты по поведению. На основе этого «МегаФон» разработал линейку тарифов «Включайся!» Например, «Включайся! Общайся» — для тех, кто чаще всего пользуется мессенджерами и соцсетями. В этом тарифе трафик за их использование не тарифицируется. У пользователей «Включайся! Слушай» небольшой голосовой пакет, но есть доступ к музыкальным сервисам, подписка на которые уже включена в стоимость.

6,9 ГБ

трафика в среднем приходится на абонента «Включайся!» На одного абонента предыдущей линейки тарифов «Всё включено» — 4,7 ГБ

Стоимость тарифов увеличилась, но вместе с этим абоненты стали использовать больше услуг. Для них такой подход оказался выгодным.

Вместе с новыми тарифами «МегаФон» ввёл опцию «Роуминг, гудбай!», разработал персональные систему персональных рекомендаций услуг в личном кабинете и вернул безлимитный интернет. Все эти нововведения подкрепляют посыл бренда: «МегаФон» отталкивается от потребностей пользователей.

Развитие экосистемы

Одна из главных целей новой стратегии «МегаФона» — стать брендом, который пользователи выбирают для решения повседневных задач. Клиент должен получить все необходимые услуги с помощью своего смартфона. Есть несколько сфер, над которыми компания работает сегодня.

  • Мобильные финансы. Банковская карта «МегаФона», счёт которой связан со счётом мобильного телефона. Обладает всеми функциями обычной банковской карты. С марта 2018-го года МегаФон предоставил возможность своим абонентам привязывать счёт мобильного телефона напрямую к платежным системам Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay через выпуск виртуальной карты. Аналогов таких проектов пока в мире нет.
  • Потоковый видеосервис. «МегаФон ТВ» — мобильное телевидение, которое можно смотреть где угодно на любом устройстве. Трафик на тарифах «Включайся!» не тарифицируется.
  • Партнёрство с музыкальными сервисами. Подписка на «Яндекс.Музыку», Boom и Zvook по специальным сниженным ценам для абонентов оператора и полностью с безлимитном трафиком.

  • «Кэшбек-сервис #Специи». Возможность вернуть часть средств за покупки в 430 магазинах-партнёрах: от Aliexpress и LaModa до косметики и бытовых магазинов. У некоторых партнёров кэшбек достигает 30%. Использовать средства можно на оплату связи, подключение дополнительных услуг, мобильную коммерцию и даже снять наличные с банковской карты «МегаФона».

  • «МегаФон Путешествия». Абоненты могут купить билеты на самолёт, поезд, автобус, забронировать отель или комплексный тур, выбрать страховку, экскурсии или трансфер. Кэшбек возвращается на счёт реальными деньгами.

  • «МегаФон Здоровье». Сервис позволяет общаться с врачами через мобильное приложение. Документы всегда под рукой в электронной медицинской карте. Более 40 специальностей, клиники со всей России.

  • VIP-привилегии. Московские абоненты, которые ежемесячно тратят на услуги от 1000 рублей, получают ряд привилегий. Например, чуть большую скорость на мобильный интернет и скидки на концерты, мероприятия, такси, сервисы доставки еды и услуги связи.

Трансформация коснулась не только продуктов и услуг оператора. Компания поменяла подход в корпоративной культуре и HR-бренде. Подробнее об этом «МегаФон» расскажет в будущих публикациях в блоге.

Результаты

Лучше всего результаты по смене стратегии иллюстрирует исследование независимой консалтинговой компании Brand Finance, опубликованное в августе 2018 года. «МегаФон» вошёл в тройку самых сильных российских брендов, уступив лишь «Аэрофлоту» и Сбербанку. Ценность бренда за год увеличилась на 33% — по этому показателю «МегаФон» занял второе место среди телеком компаний и 11 место среди всех российских брендов.

Чуть меньше года назад мы представили новое позиционирование бренда «МегаФон» и кампанию со слоганом «Начинается с тебя», обновив платформу бренда. За год с новым позиционированием, выстроенным вокруг наших клиентов, мы успели сделать многое: бренд стал ярче, поменялось его восприятие. Мы активно развиваемся в области цифровых проектов, партнёрств и сервисов, создавая полноценную цифровую экосистему полезных продуктов и сервисов для наших клиентов, чтобы они, выбирая нас, оставались с нами надолго, а лучше навсегда. Всё это помогло нам войти сегодня в тройку сильнейших брендов России».

Снежана Черногорцева, директор по бренду и маркетинговым коммуникациям «МегаФона»
1010
30 комментариев

Но чаще всего лимиты пакетов не расходовались полностью, то есть фактически клиенты переплачивали за услуги.Поэтому мы придумали линейку тарифов, на которых клиенты буду платить больше за еще большие пакеты того, что им не нужно. Привязка зоны действия тарифа к "толщине" пакета, а как следствия и его стоимости - просто жесть!
Очень рад, что для меня этот год был последним годом сотрудничества с Мегафоном

23
Ответить

Особенно радует звонок оператора.
- Здравствуйте! Я вижу вы платите 600 руб. в месяц. Предлагаю вам со скидкой платить 850 руб, вместо 1000 руб. Я уверяю, вам понравится платить нам больше!
- Мне хватает, тех услуг, которые я получаю за 600 руб.
- За 850 руб, вам будет хватать еще больше...

14
Ответить

Отвратительный оператор.
Воровство денег постоянными "подписками" и "услугами", которые сами же и подключают.
Обращение в поддержку отъедает пол часа времени, а благодаря воровству этим приходится заниматься раз в пару месяцев. Саппорт и не пытается помочь, пока не начнешь требовать старшего.
К сожалению, выбор из трех помоек не велик.
Очень надеюсь, что когда нибудь ситуация переломится и появится хоть один нормальный оператор, который будет честно зарабатывать.

7
Ответить

В этом плане сейчас хорошо у новых операторах, они делают себе имя и не гонятся за быстрыми деньгами. Я на Danycom перешла, он хоршо себя зарекомендовал

1
Ответить

а Yota вам на что?

Ответить

В новом позиционировании Мегафон перестанет молча <s>воровать</s> подключать платные услуги типа кастомного гудка и "кто звонил+"?

6
Ответить

один из самых гнилых операторов, который до сих пор только обманом и зарабатывает...

10
Ответить