Годный сотрудник: как работать с поколением Z

По оценкам HR-экспертов к 2020 году 20% всех сотрудников будут составлять люди поколения Z, родившиеся в конце 1990-х-начале 2000-х годов. Их оправданно называют самым «цифровым» поколением — эти люди не знают жизни без смартфона и постоянного доступа в Интернет.

О том, как подготовиться к новым сотрудникам, рассказывает руководитель направления корпоративных коммуникаций Рокетбанка Эльвира Саярова.

Нас, Рокет, первое время в шутку называли «банком для хипстеров», и может именно поэтому у нас так много молодых клиентов, которые отлично разбираются в банковской сфере и активно пользуются приложением. На работу берем таких же продвинутых ребят, которые разговаривают с клиентами по-человечески, подключая при необходимости чувство прекрасного и юмор.

На вакансии в чат-поддержку и представителей в основном приходят ребята «поколения Z». Эти люди родились со смартфонами в руках и не представляют жизни без интернета и мессенджеров. И так как Рокет — 100% мобильный сервис, мы этому очень рады! Многие удивляются, что эти «дети», уже заполняют компании по всему миру, а мы уже готовимся к встрече с новыми творцами технологичной реальности. Это самое крупное по численности поколение за последние десятилетия.

В Рокетбанке работает почти 650 человек, 150 из них — сотрудники отдела поддержки. В поддержку приходят ребята, возраст которых обычно не превышает 23 лет.
В Рокетбанке работает почти 650 человек, 150 из них — сотрудники отдела поддержки. В поддержку приходят ребята, возраст которых обычно не превышает 23 лет.

Match? Свайп вправо!

Мы считаем, что если и работать, то только в удовольствие: лишь тогда человек будет фонтанировать энергией и творить. Значит первое важное условие - взаимная любовь. Очень важно совпасть по ценностям и взглядам с самого начала, иначе работа не заладится просто потому что вы по-разному смотрите на фундаментальные вещи.

На практике мы столкнулись с тем, что не все ребята поколения-Z четко оценивают свои возможности и потребности из-за малого опыта работы или его отсутствия. Поэтому хорошо если есть возможность «тестового периода», чтобы понять подходит ли им она и справятся ли они с нагрузкой. Мы много общаемся с кандидатами: все начинается с заявки на allstars и видео-резюме, выбираем самых искренних и заинтересованных.

После первого отбора приглашаем на День открытых дверей: угощаем смузи, рассказываем про компанию, проводим экскурсии по офису и предлагаем пройти тест на многозадачность: пишем задания на бумаге, а как их правильно выполнить, диктует ведущий. Результат зависит от верной интерпретации услышанного в письменную форму. Всем, кто с тестом справился, предлагаем провести с нами неделю полную общения, интерактивов и погружения в роль саппорта. В процессе присматриваемся к ребятам, а они — к нам. В результате остаются только те, кто проникся нашей культурой и желанием помогать клиентам.

офис Рокетбанка
офис Рокетбанка

Работа для души

В отличие от предыдущих поколений, «цифровые» люди почти не ориентированы на деньги. Конечно, жить на что-то нужно, но переманить их большей зарплатой на неинтересную для них работу не получится. Сотрудники поколения Z готовы выкладываться по полной, работать в выходные и задерживаться по вечерам, если того потребует проект. Они воспринимают наемную работу как дело жизни, им важно делать нечто действительно полезное и значимое для мира.

Да, поколение Z очень легко увлечь интересными задачами. Но эта же черта может сыграть с работодателем злую шутку: любая энтропия быстро распространяет вирус скуки, и это - фатально для интереса к работе. Лучше, когда задачи похожи на квест или компьютерную игру.. Поколение Z на каждое свое действие в сети привыкло получать отклик в виде лайков, комментариев и репостов, поэтому хвалить и давать обратную связь им нужно постоянно, а система роста и развития должна быть достаточно ясной

Так, в Рокете мы распределили все рабочие задачи в зависимости от простой к сложной, прогресс каждого саппорта интегрирован во внутреннюю рабочую систему. По мере освоения новых навыков и знаний, растет и зарплата. Важно понимать, что в поддержку Рокета приходят ребята вообще без опыта работы, которые помимо официального трудоустройства, стабильной зарплаты, получают профессию и возможности для роста. Так, с начальной ставки 40 тыс рублей за 6 месяцев можно увеличить свой доход до 70 тысяч рублей.

Также мы проводим призовые квесты. Например, “кофемотивация”: стоит задача за отведенное время ответить на максимальное количество клиентских запросов, и команда победителей получает сертификат на месяц бесплатного кофе или ваучер на заказ еды. Есть квест под названием “поло за кейс”, где участник самого лучшего саппорта клиента получает поло по результату всеобщего голосования

офис Рокетбанка
офис Рокетбанка

Развитие и свобода творчества

Мы поддерживаем любые новые интересные проекты и даем ребятам как можно больше возможностей для общения, ведь именно так рождаются идеи, которые могут привести к новому опыту. Когда-то именно так появился Рокетшоп: у девочки в саппорте появилась идея и желание сделать мерч в духе компании и она начала им заниматься по совместительству, а теперь это отдельное направление в компании. А еще, например, все разработки по улучшению админки собрались в единый проект Scrum. Теперь возле огромной доски, нарисованной на стене первого этажа здания поддержки, мы проводим встречи и фиксируем все изменения и статусы.

Поколение Z очень благодарно отзывается к любым классным обучающим программам, быстро впитывает и быстро растет. Поэтому мы не держим ребят на карьерной привязи и не ограничиваем их скорость развития. Когда человек “вырос” из своей должности, мы предлагаем ему новые возможности внутри компании. Чаще всего проявление способностей человека само создает для него место в эко-системе Рокета, так что рост получается органичным.

офис Рокетбанка
офис Рокетбанка

В поддержку творческого гения

Раньше, если человек устраивался на серьезную работу, он убирал на полку свои рваные джинсы и конверсы, снимал с лица весь пирсинг и сбривал бороду, которую растил целый год. Поколение Z под это не подпишется! Розовые волосы, выбритые затылки и забитые татуировками «рукава» в офисе Рокета — это норма. Нам не важно как выглядит человек, если он отличный сотрудник и ему нравится его работа. Всем известно, что когда не надо подгонять себя под внешние рамки, то у тебя больше энергии для творчества и работы.

Мы захватили следующий уровень: дали ребятам возможность выразить свой стиль внутри офиса. В Рокете ребята сами продумывают дизайн помещений, выбирают мебель, красят стены, рисуют граффити и украшают рабочие места.

Хорошо, когда необходимость покидать рабочее пространство стремиться к нулю. В Рокете компенсировали отсутствие тренажерного зала турниками и шведскими стенками, и организовали занятия пилатесом и йогой по скайпу. На завтрак всегда есть хлопья и овсянка, а еду в офис можно заказать через приложение или специальный чат.

Вообще, офис Рокета больше похож на квартиру мечты модного молодого человека поколения Z, чем на банк. Здесь можно работать сидя и лежа, на крыше, если позволяют погодные условия, курить кальяны, заказывать кофе прямо на рабочее место через приложение и уединяться с ноутбуком в лаунжах. Мы организовали занятия пилатесом и йогой по скайпу. А летом отправляем ребят в Рокеткэмп в Сочи — совмещать работу и отдых на море и в горах.

офис Рокетбанка
офис Рокетбанка

Песня верных друзей

Каждую пятницу в Рокете собираются камерные вечеринки прямо в офисе: иногда шумные с танцами и диджейскими сетами, иногда с настолками и акустическими гитарами. У нас есть своя веранда, на которую в теплое время года мы выносим гриль и играем в бир-понг. В прошлом году накануне Хэллоуина обнаружилось, что у нас очень много фанатов Гарри Поттера и по этому поводу мы устроили вечеринку в стиле Хогвартс с бутафорской паутиной, свечами на столах и тыквами.

На важные даты мы организуем тематические корпоративы и приглашаем звезд: на четырехлетии, которые мы отметили на Хлебозаводе, выступала группа “Хлеб”, а на последний Новый год, который был не таким простым для нас — певица Гречка. На каждом событии обязательно работают мастера тату, которые бьют всем желающим любые татуировки. На корпоративах всегда стоит караоке и свободные диджейские пульты, за которыми играют сами сотрудники: это уже часть культуры Рокета, без нее никуда.

9
19 комментариев