Как снизить стоимость разработки на 50% с помощью nocode комбинаций
IT давно уже стали частью нашей жизни: ежедневно мы открываем десятки сайтов и используем десятки разных сервисов. На данный момент можно выделить два основных вектора развития информационных технологий:
- Развитие новых технологий и систем. Например, блокчейн-технологий или облачных сервисов.
- Адаптация уже существующих разработок. Их упрощение с целью повышения доступности для широкой аудитории.
Второй вектор наиболее интересен бизнесу, поскольку позволяет снизить затраты ресурсов на внедрение технологичных продуктов в свою деятельность. Одно из таких направлений – это nocode разработки.
В этой статье мы расскажем о том, как horum.co использует no-code решения для оптимизации затрат на разработку приложений.
Что такое zero-code: вопрос-ответ
Nocode – это разработка программных продуктов с использованием готовых «блоков» а также коробочных решений. Фактически, это конструктор или набор отдельных сервисов, который позволяет использовать готовые решения в разработке.
Таким «готовым решением» может быть специальная nocode-платформа. Например, Tilda или Bubble. В этом случае, возможности программного продукта ограничены функционалом платформы: ее инструментами и шаблонами.
Но также под nocode подразумеваются сервисы, предоставляющие отдельную функциональность, которую разработчик подключает к разработанному решению, так чтобы они вместе создавали законченную инфраструктуру. Например:
- Airtable как база данных;
- Firebase для авторизации;
- Onesignal для пуш-уведомлений.
Такие элементы позволяют соблюсти баланс между качеством, скоростью и стоимостью конечной разработки продукта.
Почему не нравится многим разработчикам?
Важный момент: львиная доля негатива касается не nocode в целом, а именно решений-конструкторов. С одной стороны – они предоставляют полный функционал для создания конкретного продукта. С другой стороны – они сильно ограничивают возможности для «творчества»: кастомизации, доработки под себя и адаптации к специфике проекта.
В критике nocode-инструментов чаще всего упоминаются два недостатка:
- Низкое качество. Zero-code проигрывает классической разработке, особенно при решении сложных задач, которые требуют «авторского подхода».
- Негибкость. Готовые «блоки» сложно или вовсе невозможно переделать под себя, специфику своей архитектуры.
Обе проблемы имеют место быть. В то же время, решаются они довольно просто: не нужно использовать nocode там, где он становится проблемой. Если нужна многоуровневая база данных с высоким уровнем защиты (например, для финансового сектора) – значит нужно проводить классическую разработку, а еще лучше – безопасную разработку (SSDLC). Сделать такое может 10-20 компаний на рынке.
Очевидно, что курьер на спортбайке доставит заказ быстрее. Но издержки на его содержание и покупку мотоцикла этого явно не стоят. Издержки на велосипед ниже, а его скорость и мобильность позволяют совершать доставки в рамках установленных сроков.
Если же нужен простой и функциональный продукт, который не предполагает сложных логических зависимостей и сотни-другой ячеек на каждую строку базы – дешевле и быстрее будет использовать nocode-элементы.
Почему нужно использовать?
Потому что бизнес не мыслит категориями разработчиков. Для компании, которая заказывает, например, приложение, значение имеют такие факторы, как:
- Стоимость. Использование элементов nocode снижает общую стоимость разработки.
- Сроки. «Строить» из готовых «блоков» быстрее, чем писать чистый код.
- Работоспособность. Сделать плохо можно с любыми инструментами.
- Эффективность. Этот параметр, в первую очередь, зависит от функционала и фич, а не от способа их реализации. В свою очередь, способ реализации целиком зависит от навыков разработчика.
Интеграция zero-code в разработку приложения делает ее быстрее и дешевле. А значит – доступнее для клиента.
Это особенно актуально, когда у компании или стартапа нет комплексного представления о своей аудитории и ее предпочтениях. Чтобы не вкладывать на старте большое количество средств на разработку архитектуры приложения, можно использовать ноукод-решения для создания MVP.
Какие есть «подводные камни»?
С позиции разработки – все упирается в опыт использования nocode-решений и понимание их функциональных особенностей. Важный момент – это осознание несовершенства zero-code и готовность креативно подходить к его использованию.
Для бизнеса основной риск связан с тем, что некоторые компании «продают» ноукод как полноценную разработку, не меняя при этом прайс. Отсюда и большое количество негатива в адрес этого продукта.
Есть и еще один важный момент, который не всем очевиден на старте: nocode не имеет никакого отношения к open source (открытому коду). Это значит, что за использование инструментов нужно будет платить. Большинство сервисов работают по системе подписок, но ряд предоставляет возможность оплатить перманентное использование.
Объективные достоинства и недостатки с позиции бизнеса
О достоинствах мы уже говорили: это низкие издержки на создание. Как финансовые, так и временные. Если же говорить о недостатках, то у ноукод-подхода есть два слабых места:
- Проблемы с масштабируемостью. Например, если старт-ап оказался настолько удачным, что его аудитория за месяц выросла с десяти тысяч до полутора миллионов.
- Сложности с расширением функционала. Nocode-решения всегда выстроены под конкретную задачу. Для наращивания функциональных возможностей они подходят далеко не всегда.
Такие сложности вряд ли возникнут, если есть четко сформулированные цели, для которых разрабатывается приложение, и имеются представления о том, какую аудиторию оно должно охватить.
Пример удачного применения nocode
В качестве примера удачного использования zero-code решения можно рассмотреть созданное horum.co приложение «Городские легенды».
Это приложение служит виртуальным экскурсоводом по городу. Гибкость настроек позволяет выстраивать пешие и автомобильные маршруты, а также для средств городской мобильности: самокатов и велосипедов.
Можно прослушать аудиоэкскурсию или посмотреть город в форматах видео и 3D. Прохождение квиза по истории города вознаграждается скидками в партнерских программах. Встроено несколько городских квестов.
Но в рамках данной статьи функции и фичи – это не главное. При разработке приложения мы дважды использовали nocode-инструменты.
Панель администратора в приложении реализована в формате nocode, с помощью сервиса Airtable
Airtable – это сервис для работы с базами данных. От других схожих продуктов, вроде Гугл.Таблиц, его отличает автоматическая генерация API, то есть логических связей для «подключения» к другим элементам приложения.
Для «Городских легенд» мы использовали несколько таблиц, каждая – со своими критериями. В качестве примера можно посмотреть, как «изнутри» выглядит база данных «Экскурсии».
Мы использовали возможности по генерации API для связки баз данных с панелью администратора «Городских легенд». Вместо создания баз «с нуля» мы взяли готовую и просто «подключили» ее к инфраструктуре приложения.
Механизм авторизации сделан с применением Firebase за одну неделю
Firebase – это бэкенд от Google "из-коробки", который можно интегрировать практически в любой проект. В рамках работы над «Легендами» мы использовали этот инструмент для создания механизма авторизации пользователя в системе приложения, а также сохранения прогресса.
Эти два решения позволили нам сократить финансовые затраты на 30% и примерно на столько же сократить время, затраченное на запуск проекта. При этом, все возможности для разработки «классических» инструментов авторизации и агрегации данных сохранены.
Какой можно подвести итог?
Вполне вероятно, что через несколько лет создание MVP приложения будет занимать несколько часов: подбор готовых решений по подписке, сборка интерфейса из шаблонов, добавление айдентики (дизайн) и готово. Все это возможно благодаря развитию nocode-платформ.
Уже сейчас существует достаточно решений для самых разных задач. Главное – уметь и не бояться их использовать. И четко понимать, где nocode-инструменты уместны, а где нет. Для этого нужно иметь релевантный опыт, который у нашей компании уже есть.
Если вы впервые обращаетесь за разработкой приложения, не знаете с чего начать и как выбрать подходящие решения для вашей идеи – напишите нам, и мы бесплатно поможем вам собрать список фич и технических характеристик для предварительной оценки стоимости.
Классный кейс!!!
Отлично! спасибо