Недостатки в использовании теории бренд-архетипов Кэрол Пирсон на практике. Негативные последствия бездумного внедрения
В подкасте «Маркетинг и реальность» вышел первый выпуск новой рубрики про 12 бренд-архетипов Кэрол Пирсон. В рамках этой рубрики, мы рассматриваем практическое применение теории архетипов в маркетинге и брендинге.
Внутри выпуска вы найдёте:
- Общее описание архетипа (1 выпуск - 1 архетип);
- Примеры брендов, использующих в коммуникации бренд-архетип;
- Примеры использования архетипа в речи (спец. методика от эксперта);
- Диалог с представителем бренд-архетипа;
- Деструкторы и теневые аспекты архетипа (всё то, что может пойти не так);
- Общие выводы.
Так вот, в комментариях на VC мне задали отличный вопрос:
Каковы три недостатка теории архетипов, на ваш взгляд?
И, я был так увлечён ответом, что написал материала на целую статью ^_^.
Обезьяна с автоматом. Почему важно учитывать недостатки теории архетипов в брендинге?
Сама эта тема вновь набирает популярность (хайп) в digital-среде. А значит, совсем скоро, к моему сожалению, наш рынок начнут наводнять тонны инфопродуктов от всех тех, кто ещё вчера даже не знал про понятие архетипов.
Хотя, кого я обманываю: на рынке уже полно таких курсов.
И, что ещё хуже, многим предпринимателям начнут "продавать" тему ведения SMM и коммуникации через бренд-архетипы...
В бОльшей степени, не понимание архетипического маркетинга приведёт к низкой эффективности вовлечения целевой аудитории. В остальных случаях, бизнес рискует потерять деньги на не нужном ему ребрендинге и даже понести репутационные риски из-за не верно выбранного Tone of Voice (тональности коммуникации).
Соответственно, первый недостаток состоит в том, что поверхностные знания теории архетипического маркетинга приносят больше вреда, чем пользы!
Для большей наглядности, рассмотрим отдельно возможные негативные последствия на примерах развития личного и корпоративного брендов.
Личный бренд: "Трансформация личности".
Требуется постоянная трансформация позиционирования в зависимости от трансформации личности. Если не знать этого, то использование "старых" (ранее актуальных) архетипов приведёт человека к страданиям и "рабству" от выстроенного образа.
Под давлением продюсеров и маркетологов, которые "уверовали" в силу влияния "нужных" архетипов, часть блогеров вынуждены жить на 2 образа.
Личный бренд: "Каждый человек многогранен".
В основе личности всегда будет лежать сразу несколько архетипов (2-3). Если человек слабо понимает теорию архетипов и то, для чего он их использует - его контент превратится в какой-то салат.
Создастся впечатление, что мы наблюдаем за человеком с шизофренией или каким-то биполярным расстройством.
Необходимо точно понимать, для чего ты выделяешь в коммуникации тот или иной бренд-архетип, уместно ли вообще поднимать определённые темы в рамках выбранной тематики и какое мета-сообщение всё же ты планируешь доносить до целевой аудитории.
Личный бренд: "Под наплывом эмоций любые маски могут слететь!"
Этот пункт снова про "навязывание" не свойственных личности бренд-архетипов.
Если человеку не близки архетипы (человек старается быть тем, кем не является), то в критические моменты (негатив, хейт, чрезмерная эмоциональность) или в формате прямого эфира будет видна "фальш", которая разрушит весь образ и даже может вызвать дополнительную волну негатива.
Корпоративный бренд: "Лебедь, рак и щука..."
Использование архетипического маркетинга подразумевает со-настройку всего коллектива на один Tone of Voice, что на практике может быть очень сложной задачей.
Попробовать научить сотрудника с личным архетипом Друг общаться от лица архетипа Маг - не простая задача.
Рекомендация: прописать детально Платформу бренда и проводить разъяснительные собрания со всеми, кто контактирует с аудиторией от лица бренда. Коллектив должен не просто понимать КАК общаться, но и усвоить ПОЧЕМУ именно таков формат общения.
Корпоративный бренд: "Сердце и/или деньги?"
В критические моменты (хейт и кенселинг (canceling - культура отмены)), когда репутация компании и её дальнейшая прибыль находятся под угрозой, не всегда возможно до конца идти в позиционировании через некоторые архетипы. Особенно сложно будет придерживаться позиционирования через архетипы: Бунтарь, Шут (в ряде случаев), Маг.
Не каждая компания, на кону у которой стоит репутация в СМИ и ответственность перед сотрудниками, инвесторами, партнёрами, способна идти до конца в отстаивании своего мнения.
Не редки случаи, когда под давлением общественности, бренды приносили публичные извинения в обход ранее заявленных ценностей. Что спасало одни компании и вредило другим.
Рекомендация: заранее проработайте сценарии реагирования на различную критику со стороны пользователей, СМИ, конкурентов и т.д.
Для наглядности, рекомендую ознакомиться с моделью реагирования на критику от Авиасейлс (в статье на VC) или послушать выпуск подкаста с агентством Цицерон, которое занимается "тушением репутационных пожаров" в Telegram.
подкасты не для всех
сделайте текстовую расшифровку или лучше статью-ликбез про теорию архетипов запилите
сейчас вы говорите о недостатках в том, что быстро понять не получится
Любой тип контента не для всех. Но, мой формат - подкаст. Иногда я делаю статьи-расшифровки, но не сразу и не всех выпусков. Так что следите за каналом - появится и расшифровка рубрики с архетипами ^_^
Новое - это давно забытое старое.
Это да
Надел шапочку из фольги и ушел.
Тюменский Илон Маск, оказывается, бунтарь.
Он самый))