Zettelkasten метод. Создание второго мозга
Сейчас я осваиваю новую методику ведения заметок в программе Obsidian, которая благодаря удобной системе тэгов и линков формируют цепочки связей, благодаря которым можно формировать единую, взаимосвязанную базу знаний того, что вы изучаете. То есть вы расширяете способности мышления за счет экзокортекста(ноутбука + смартфона).
Это одна из основных практик формирования системного мышления. Гаджеты, они как деньги, имеют нейтральный потенциал и только человек придаёт им знак минус или плюс. С ними не нужно воевать, а нужно поставить их себе на службу.
Суть методики:
1. При изучении книги, курса и другого полезного контента выделяете ключевые мысли и, главное, записывайте их своими словами в заметку 2. Следующим шагом заметку нужно связать с другими заметками через линки и теги. Так как в начале заметок совсем нет, то придумываете теги и проекты (файлы, в которых будут записываться заметки). Тут экспериментируйте, ищите свой метод и ключевые направления 3. Принцип атомарности гласит: "одна законченная мысль - одна заметка". Здесь я сразу начал проявлять гибкость, потому что по некоторым кейсам мне хочется сделать более развернутый документ и детализировать его.
Главное, после скачивания Obsidian ( бесплатный и с открытым кодом), посмотреть короткий туториал и сразу начать щупать и пробовать. Идеальной системы нет, потому что вы должна создать свою. Ссылка для скачивания https://obsidian.md/?ref=hackernoon.com
В итоге, спустя время постоянного формирования заметок, у вас получится прекрасный "граф", который будет показывать цепочки и связи вашего мыслительного процесса и это сродни заглянуть себе в черепную коробку. Пример "графа" на фото в начале поста.
Настоятельно рекомендую использовать этот метод, потому что копипастные конспекты, подчеркивания фламастером в книгах, которые больше никогда не откроются, имеют мало общего с глубоким пониманием.
Ну и коротко о методе.
Автор системы - Николас Луман, классик социологии 20 века. Он был обычным парнем, работал в администрации и очень любил читать книги. Читая, он делал небольшие заметки на одной стороне страницы, ставил специальные пометки для связи с другими заметками и распределял это всё в огромный ящик с выдвижными шкафами. Спустя время, перебирая свои наработки, он начал видеть уникальные сплетения своих размышлений, начал писать статьи и научные работы по социологии. После его пригласили профессором в университет, где он написал около 500 исследований и издавал примерно по 3 книги в год. Вот такую продуктивность ему позволял поддерживать "второй мозг", который он формировал годами, будучи обычным парнем. Сейчас такая возможность есть у каждого у кого есть ноутбук.