Когда запчастей не хватает — как страховые ремонтируют авто в условиях кризиса
Налаживают параллельный импорт, разбирают «затоталенный» транспорт и так далее. Обсудим в продолжение оценки стоимости авто.
Фото Kenny Eliason / Unsplash.com
Детальный дефицит
Многие страховщики предлагают вместо ремонта компенсировать ущерб в ДТП деньгами. В первую очередь это связано со стоимостью запчастей, которая за последние месяцы серьезно возросла.
Дилеры и сертифицированные станции ТО не могут использовать подержанные запчасти для ремонта по каско, а для некоторых моделей авто поставки затягиваются. Если в начале года заказ приходил на склад дилера за пару недель, то теперь срок измеряют месяцами — при этом гарантий самой поставки нет.
В большинстве случаев автовладельцам приходится решать вопрос со страховой в индивидуальном порядке — продлевать сроки ремонта, забирать возмещение деньгами или искать другие варианты.
Из других стран
СК и дилеры налаживают параллельный импорт, везут запчасти из-за рубежа. У них есть статистика по наиболее востребованным компонентам, а также ресурсы для покупки крупных партий. Например, сейчас идут разговоры о поставках из Ирана, который уже экспортирует комплектующие в другие страны.
Страховщики также оплачивают расходы автолюбителей, самостоятельно решающих «детальный вопрос». Недавно один из наших клиентов попал в ДТП на BMW X5. Страховая отказала в ремонте, так как не было оригинальных запчастей. Тогда водитель нашел необходимые комплектующие у дилера в Казахстане, а страховая возместила их стоимость в полном объеме. При этом стоит отметить, что некоторые детали необязательно искать за рубежом. Запчасти, ввезенные по параллельному импорту, продают на крупных маркетплейсах — одну такую новость подробно обсудили тут на vc.ru.
Что еще делают
В сложившихся условиях СК в рамках договоров каско ремонтируют поврежденные в ДТП элементы кузова вместо их замены на новые. Они также запускают страховые продукты, которые позволяют использовать неоригинальные или б/у-запчасти во время ремонта. Подобные детали у страховых есть, так как им достаются автомобили, попавшие под «тотал».
Некоторые автовладельцы сами отказываются от повреждённых машин — реализуют так называемое право на абандон. По письменному заявлению автомобиль уходит в пользу СК, которая выплачивает всю страховую сумму. В текущих условиях разбор битых машин на запчасти может принести большую выгоду, чем их реализация с аукционов.
Что касается запчастей для редких автомобилей и олдтаймеров, то их производство можно попробовать наладить в частных мастерских — такие кейсы в России есть, упоминал один из них в прошлом материале. Здесь все упирается в вопросы масштабирования производства и желание страховых компаний заключать договоры с такими поставщиками.
Важно знать
В условиях нестабильного рынка, когда цены на автомобили и запчасти растут, важно проверить, чтобы страховая сумма по каско соответствовала рыночной стоимости транспорта. Быстро прицениться можно в нашем сервисе «Сколько стоит авто?». Если указанную в договоре цифру не привести в порядок, то есть риск, что она не покроет расходы на ремонт в случае ДТП. Многие страховщики предлагают увеличить страховую сумму за дополнительную плату.
В теории есть шанс проиндексировать стоимость ремонта автомобиля и недоплачивать за подорожавшие запчасти из своего кармана. Хотя решать этот вопрос, скорее всего, придется через суд.
Что еще есть у меня на vc.ru и не только: