Demo Day в Lamoda: как повысить вовлеченность команды через рассказ о новых продуктах внутри
Demo Day в Lamoda — это встреча, на которой любой сотрудник может представить коллегам из других отделов продукты, разработанные его командой. И всё это – «вживую», интересно и динамично, без графиков и слайдов.
О том, почему делиться апдейтами функционала продуктов внутри большой компании ценно и как Demo Day помогает нам в этом, рассказывает руководитель группы бренда работодателя и IT-бренда Lamoda Макс Политов.
Создать и показать всей компании
Исследования доказывают, что зарплата – далеко не единственный критерий выбора работы для специалистов в сфере IT. Для многих из них важно создавать продукт, который приносит реальную пользу людям и бизнесу. Сотрудники хотят понимать, куда движется компания, во что она вкладывает деньги и усилия, какие проблемы решают её продукты.
Я часто рассказываю своей команде о том, какую пользу мы приносим компании и клиентам. Они понимают, в чём смысл их работы. Когда команда видит цели и осознаёт их важность, она становится более вовлечённой и лояльной к компании.
В крупных организациях работают разные команды: у них свои задачи, цели и клиенты. И им очень важно понимать, что своей работой они вносят вклад в большое общее дело. Если руководитель регулярно объясняет своей команде вклад её работы в общую цель – это уже хорошо. Можно сказать, это первый уровень развития осознанности команды. Вторая «ступень» этой лестницы – когда сотрудник сам интересуется, как его работа повлияла на конечного клиента. Это признак зрелого и вовлечённого профессионала.
В идеальном мире сотрудник ощущает себя частью большой команды, которой является вся компания. Он испытывает сопричастность к деятельности своих коллег и гордится их достижениями. Но такое происходит далеко не всегда, и в этом сложно винить самих сотрудников. Я уверен: формирование здоровой корпоративной среды – в первую очередь задача самой компании.
В методологии Scrum есть инструмент – Sprint Review, или просто Demo (от слова Demonstration). Если совсем просто, то это один из этапов работы, на котором вся команда демонстрирует и оценивает проделанную работу. Это позволяет лучше увидеть и понять созданную ценность внутри команды. Но что же делать, когда хочется этим поделиться на более широкую аудиторию?
Мы поняли, что с инструментом Demo мы можем выйти на новую ступень в Lamoda. Этапы развития продукта можно показать сразу всей компании. Сотрудники смогут узнать, что в данный момент разрабатывает компания, какие продукты выходят. А главное – как они повлияют на удобство пользователя и развитие бизнеса в целом.
Почему формат Demo Day?
Внутри компании мы провели исследование вовлеченности персонала. Оказалось, что IT-команды в целом понимают бизнес-цели Lamoda несколько хуже, чем сотрудники продуктовых команд. Более того, не все из них могут оценить свой вклад в общий успех. Такие проблемы решаются, если правильно выбрать форму и инструменты коммуникации.
Мы выбрали формат Demo Day, создали площадку, на которой любой владелец продукта может рассказать о результатах своей работы в простой и понятной форме для любого слушателя из Lamoda. Это возможность продемонстрировать то, что находится в разработке или уже выпущено в прод, что запустили, а от каких решений отказались. Эту площадку также можно использовать в качестве инструмента публичного признания и поддержки со стороны коллег.
Подготовка к запуску
Какие цели мы поставили перед проектом:
Создать площадку для общения сотрудников из разных команд и отделов. Работа и успехи каждого отдела должны быть видны и понятны всем остальным.
- Познакомить сотрудников с продуктами компании. Далеко не каждый юрист, бухгалтер или маркетолог знает, какие продукты и сервисы создает компания для клиентов.
- Развивать культуру продуктового подхода в компании, а также имидж продуктовых команд. Если есть интересные практики и подходы – почему бы не рассказать об этом всей команде?
Я сделал рассылку всем продакт-менеджерам компании с предложением поучаствовать в мероприятии. Желание изъявили четыре человека. Я благодарен им отдельно за то, что они захотели поучаствовать в первом ивенте такого формата.
Первый Demo Day хотелось сделать классно и круто. Только так мы могли привлечь интерес всей компании к этому проекту и вызвать желание в нём участвовать. Нужно было быть на высоте по картинке, звуку и «подаче» спикеров. Готовиться к, казалось бы, несложному мероприятию нужно было очень серьёзно.
В первую очередь решили серьезно отнестись к подготовке докладов спикеров. Рассказывать о своём продукте понятно, кратко и интересно для аудитории могут не все. Даже высокая экспертность не гарантирует яркого выступления. А делать скучный контент нам не хотелось.
Мы договорились со спикерами, как каждый будет выстраивать свое выступление. Начать нужно с продукта и команды, которая над ним работает. Затем – про то, на кого этот продукт рассчитан, какие проблемы пользователей он решает. Завершить доклад нужно рассказом о текущем состоянии продукта и о планах на будущее.
Очень важный момент – продолжительность выступления не более 15 минут. Мы не хотели надолго отрывать сотрудников от работы, планировали провести ивент за 1-1,5 часа. Поэтому принцип «краткость – сестра таланта» в нашем случае очень подходил.
Для того чтобы выступления были емкими, договорились о таких правилах со спикерами:
- Только один пользовательский сценарий за одно выступление;
- Никаких слайдов. Лишь показ живого продукта в «боевой» или тестовой среде, и рассказ о нём.
Второй пункт вызвал некоторые вопросы. Как же выступать без слайдов? А как показывать графики и цифры? Тут мы подсказали простое решение – нужно по ходу выступления «пройтись» по продукту и рассказать, как клиент взаимодействует с функционалом и интерфейсом: как он попадает в продукт, какие у него потребности, какой сценарий взаимодействия, какие сложности были и на каком этапе, чем и как заканчивается целевое действие, какие и где эмоции испытывает пользователь.
Перед ивентом мы провели по два прогона с каждым спикером. Советовали им, как улучшить доклад, на что обратить внимание, обсуждали, какие могут быть вопросы. За две недели до «дня Х» сделали рассылку на сотрудников с анонсом, пригласили весь головной офис и менеджеров команды доставки.
Первый Demo Day не комом
Обычно в зум-конференциях не самое высокое качество картинки. Свет, звук и профессиональная съёмка намного улучшают впечатление от мероприятия. Вместе с подрядчиком мы устроили в нашем офисе небольшую студию. В день эфира нам привезли студийный свет, обеспечили хороший звук. Съёмка шла на несколько камер. Я вёл стрим, представлял спикеров, озвучивал им пришедшие от зрителей вопросы. За самые интересные вопросы зрители получали корпоративный мерч.
Так вышло, что в тот же день проходила стратсессия топ-менеджеров компании, поэтому они не смогли принять участие в Demo Day. Зато во время нашей прямой трансляции, они все находились в одном месте и с экрана одного смартфона следили за стримом. Вот так случайно они получили возможность вместе оценить формат и тут же обсудить его друг с другом. А нам и спикерам выпал случайный шанс привлечь к этому проекту внимание сразу всех топ-менеджеров Lamoda. CEO компании прямо во время стрима отправил мне письмо: «Awesome!!! Thank you» («Круто!!! Спасибо»).
После стрима зрители сказали, что всё прошло живо и интересно. Они отмечали качественную картинку, звук, хорошо подготовленные доклады. Им понравилось, что они могли задавать вопросы авторам продуктов. Реакция зрителей была однозначной: такой формат мероприятия нужно продолжать.
Закрепить успех и рассказать о неудачах
Всего, с учетом просмотров в трансляции и в записи, первый Demo Day посмотрели 940 человек. Максимальное количество зрителей в прямом эфире – 230 человек, а NPS составил 88,4.
Спустя пять месяцев мы провели ещё один Demo Day. Он собрал в сумме 679 зрителей. Стрим в прямом эфире смотрели 230 человек. При этом NPS поднялся до 95. Это значит, что мы провели хорошую домашнюю работу, второй ивент показал отличную оценку от зрителей.
Общий спад в просмотрах я объясняю тем, что во второй Demo Day мы провели вечером, после рабочего дня. Это было ошибкой, которую мы больше не повторим. К тому же, мы почти не занимались продвижением ивента. Просто делали рассылку на компанию и поставили напоминание в рабочий календарь сотрудников.
Главное, что мы вынесли из двух Demo Day – надо продолжать! Я читаю обратную связь от зрителей, общаюсь с коллегами, смотрю на NPS, слышу отзывы руководителей и понимаю, что формат «зашел», все говорят о том, что проект имеет высокую ценность. Значит, мы делаем что-то нужное для компании.
На одном из следующих ивентов мы хотим связаться в прямом эфире с реальным пользователем и в live-формате протестировать приложение вместе с ним.
Как понять, что вам тоже нужен Demo Day?
Такой формат коммуникации с коллегами может пригодиться многим компаниям. Посмотрите на чек-лист ниже. Если соберете хотя бы два «да», то это знак, что пора запускать в компании новый формат.
- В вашей компании несколько команд, которые создают продукты или сервисы.
- Разработчики не могут точно ответить, на что влияет их работа.
- Сотрудники в целом не знают, чем занимаются коллеги из других команд.
Есть люди, которые не понимают, чем занимаются продуктовые менеджеры.
- Вы уверены, что вам нужно развивать продуктовую культуру в компании.
- Командам не хватает публичного признания и благодарности за работу.
- Есть потребность услышать пожелания к продукту и идеи от разных бизнес-функций.
- Сотрудники устали слушать однообразные презентации со слайдами и вы ищите новые форматы для повышения вовлеченности.
Надеюсь, что наш опыт вам будет полезен. Есть ли у вас что-то похожее в компаниях? Как работаете с этими вызовами? Делитесь в комментариях!
Кстати, про новости продуктовых и технических команд мы рассказываем в нашем telegram-канале. Там же делимся интервью с сотрудниками и советами от опытных коллег. Заглядывайте, следите за новостями, если вам понравилась статья и интересен наш опыт → https://t.me/latech.