Геолокация и карты в приложении маркетплейса услуг

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о геолокации и картах в приложениях маркетплейсов услуг.

Подписчики, давно читающие мои статьи, знают, что у меня есть готовое решение для запуска маркетплейсов услуг с базовым функционалом – эдакое базовое ядро, которое можно подстраивать под идею клиента. Меня очень часто спрашивают, сколько будет стоить внедрить в такое готовое приложение карту. Давайте разберём нюансы.

Есть ряд моментов, которые очень сильно влияют на конечный ценник: наличие мастеров на карте, обсуждения и многое другое. Следует сразу определиться, точно ли вам это нужно и нужно ли прямо сейчас – ведь это лишние траты, и не всегда резонно переплачивать на начальной стадии разработки.

Какие составляющие карты могут повлиять на стоимость реализации?

Заказы на карте

Нужно сразу отметить, что в маркетплейсе есть заказчики и исполнители, и первый вопрос – к чему мы относим карту. Можно размещать на ней задания: при создании нового заказчик либо делает метку, как в такси, либо пишет адрес, и расположение подтягивается через геокодер. Исполнитель уже видит описание + метку, которую поставил заказчик.

В голову сразу приходят:

  • сервисы наподобие YouDo, где можно заказать услуги сантехника или электрика, тыкнув на карте, куда он должен подъехать;
  • агрегаторы такси, где без локации вообще не обойтись;

Важный момент: определиться, нужна ли вам только точка на карте (как в первом случае) или маршрут (как во втором).

Сюда можно будет добавить надстройку в виде радиуса, чтобы уведомлять исполнителей, находящихся неподалёку от выбранной точки, например, в радиусе 1-2 км. Ведь если заказ срочный, а исполнитель находится на другом конце Москвы, он просто физически не успеет до вас добраться. Поэтому, чтобы не беспокоить уведомлениями тех, кто точно не сможет взяться за заказ, и ставится подобный довесок в виде определения радиуса. Приложение трекает исполнителя, и если он внутри круга – уведомление приходит, если вне – то нет.

Ранее мы делали приложение "Сами" для поиска спецтехники. Как там реализован функционал карты можно посмотреть на видео:

Исполнители на карте

Случай, когда заказчик не создаёт задание, а видит иконки исполнителей, предлагающих услуги на карте сервиса. Самый популярный пример – 2Гис. Это не классический маркетплейс, а карта, на которой отмечены разные организации. Да, есть огроменный момент с прокладкой маршрута и прочими плюшками по проезду, но по сути 2Гис – это эволюционировавший каталог организаций, где можно тыкнуть буквально в любой дом и посмотреть, какие в нём расположены компании. Или наоборот: ввести название в поиске и увидеть её на карте, выбрать категорию и пр..

Сюда же можно добавить Авито: недвижка тоже отмечается на карте, человек сразу видит, где объект расположен.

У исполнителей важен момент перекрещивания карт и уведомлений, ведь если заказ размещён в Москве, а человек находится во Владивостоке, при физическом оказании услуги ему этот заказ не интересен в принципе. Поэтому можно и нужно сделать фильтр по гео – причём его можно делать даже без карты.

То есть уже при добавлении задания заказчик указывает город или город+район, а исполнитель в профиле прописывает, где он находится. Система сопоставляет эти данные и сводит только клиентов и исполнителей из одного города/районв. Для такого фильтра карта в принципе даже не нужна.

Можно сделать сложнее – так, как это реализовано с радиусом и уведомлениями, только идти от обратного. У исполнителя будет трекаться, где он находится (всегда или когда он заходит в список заданий) и происходить фильтрация по ближайшим заявкам. Именно так делается в такси: когда водитель заканчивает прежний заказ, ему предлагается следующий, максимально к нему близкий, чтобы таксисту не пришлось ехать на другой конец города. Заказ же просто размещается на метке и никуда не девается, пока его не возьмёт тот или иной исполнитель.

О трекинге

Отдельное, не относящееся напрямую к заказчику или исполнителю направление – трекинг местоположения. Для исполнителя он может осуществляться через навигацию: заказчик указывает точку на карте, и исполнитель, который находится в каком-то другом месте, видит в приложении прокладываемый маршрут – опять же, как в такси. В данном случае трекинг нужен для того, чтобы исполнитель определил смог быстро и удобно доехать до заказчика.

Второй возможный вариант – если заказчику для каких-то целей нужна карта исполнителей и их местоположение. Такая модель чаще всего встречается не в публичных сервисах, а во внутренних приложениях для трекинга выездных сотрудников: курьеров, водителей спецтехники и прочих работников, чьё местонахождение (и занятость) требуется постоянно контролировать. Всё это дело обычно отслеживает оператор или система, которая выдаёт водителю уведомление при, например, отклонении от маршрута. Нашумевший пример – когда у нас все мусоровозы оборудовали ГЛОНАССом, и при малейшем сходе с пути диспетчеру шла тревожная кнопка – а он сидел и гадал, то ли мусоровоз угнали, то ли человек колымить поехал.

Для трекинга нужен заряд

Если в вашей бизнес-сфере без трекинга не обойтись, знайте, что у тех людей, которых вы собираетесь трекать, будет очень сильно высаживаться батарейка. Всё потому, что каждые несколько секунд идёт запрос по GPS-треку телефона, а в ответ высылается геометка.

Эти постоянные дёрганья по несколько раз в минуту требуют постоянного заряда устройства: видели, наверное, у таксистов телефоны всегда на зарядке – это не от того, что у них постоянно экраны горят (хотя и поэтому тоже), а именно из-за трекинга, который жрёт батарею. Поэтому если вы думаете трекать сантехников, имейте в виду: батареи им хватит на три-четыре часа (и то лишь при полном заряде и запросе к GPS 4 раза в минуту), а подзарядиться им будет негде.

Пожалуй, на этом всё. Повторюсь: прежде чем ставить карту, определитесь с задачами и целесообразностью и только после этого её заказывайте.

14
10 комментариев