Как не платить за сервисы сквозной аналитики и при этом считать окупаемость рекламы на примере кейса производителя окон
В статье расскажем, как удалось бесплатно настроить и пользоваться сквозной аналитикой для контроля за рекламным трафиком для производителя окон из Екатеринбурга.
Всем привет! Я Михаил Долбилов из компании Айтигро. В статье расскажу, как собрать бесплатную полуавтоматическую систему сквозной аналитики на базе Битрикс24. Для удобства и экономии времени в конце статьи приведена простая инструкция.
При желании её можно довести до автоматической, но для этого потребуется Power BI либо Google data Studio, что увеличит бюджет на внедрение и обслуживание.
Давайте сразу договоримся, что будем считать системой сквозной аналитики. Итак, сквозная аналитика — это система, позволяющая количественно оценивать эффективность маркетинга: в интернете и офлайне.
В интернете будем считать заявки с форумов, статей и сайтов партнеров (для этого используем статические телефонные номера), а также заявки с разных рекламных кампаний в поиске (для этого на сайте используем коллтрекинг с динамической подменой номеров).
В офлайне будем учитывать заявки, поступающие с различных объявлений, статей, партнерских программ (везде используются статические телефонные номера). Результаты отобразим в таблице.
Заказчик
Российский производитель оконных конструкций с тремя производственными площадками: в Екатеринбурге, Кирово-Чепецке и Тольятти. У компании есть несколько брендов окон и для каждого бренда выстроена отдельная система маркетинга.
Старт работ
Задачи клиента:
- Выстроить учет входящих заявок для 3-х бизнес-направлений;
- Решить проблемы с телефонией: у заказчика 3 оператора связи для разных оконных брендов;
- Настроить сквозную аналитику.
Аудит
Старт работ начинаем с аудита. Честно говоря, поначалу мы недооценили масштаб проблемы. Дело в том, что помимо 3 операторов связи, у заказчика было множество купленных номеров, которые уже использовались в рекламе, и пара человек, фиксирующих входящие звонки и обращения. Естественно люди путались, а звонки терялись, не сохраняясь в системе.
Для памяти сохранили первую версию системы «как есть».
Отчет по окупаемости рекламы не давал никакой полезной информации.
Только 8% лидов доходили до сделки, остальные закрывали в некачественные.
Проблемы, выявленные на этапе аудита, отразили в схеме вместе с их критичностью:
Итоги аудита
По итогам аудита сформировали список задач:
- Автоматически фиксировать все входящие заявки и обращения в Битрикс24;
- Разделить работу с тремя брендами по разным воронкам продаж;
- В каждой воронке продаж автоматически создавать заявки или обращения только одного бренда;
- Составить схему телефонии и подключить в Битрикс24 все телефонные номера;
- Создать простые и удобные таблицы для контроля за эффективностью маркетинга — сквозную аналитику.
Реализация
Звонки
Для корректной работы сквозной аналитики крайне важно, чтобы 100% звонков автоматически сохранялось в системе, включая СПАМ и нецелевые обращения. Колл-центр отвечает на звонки в одном месте — Битрикс24 делает исходящие через нужный канал.
Поэтому подключаем все телефонные номера к телефонии Битрикс24 и корректируем процесс работы операторов колл-центра. Для тех кейсов, где потребовалось специально логировать звонки, мы купили номера у MANGO OFFICE и подключили их к Битрик24. Теперь процесс добавления номеров устроен так, что все новые номера отражаются в единой логической схеме.
На схеме отображаем, в каких каналах создаются заявки, с каких телефонных номеров и как с ними работать. В таблице разнесли номера по брендам и создали правила, по которым любой звонок отображается в воронке бренда в Битрикс24.
С номерами разобрались, переходим к формам на сайтах и онлайн-чатам
Работу с заявками из форм и онлайн-диалогов организовали по такому же принципу. Каждая заявка или обращение с сайта создается в воронке соответствующего бренда. Это очень удобно, например, клиент написал «Привет! Какое окно самое дешевое?», менеджер сразу понимает, к какому бренду это относится.
Разные воронки для разных брендов и типов продаж
Ранее компания работала только в B2B и начинала выходить на B2C рынок. Поэтому в Битрикс24 мы добавили две новые воронки: Розница и Рекламации. Для сквозной аналитики это важно, так как бюджеты на розничное направление мы хотели считать отдельно. Для каждой воронки прописали систему автоматизации и правила работы.
Вор��нку «Рекламации» создали для гарантийной работы и работы с браком.
Важный момент для сквозной аналитики: если сделка проигрывается в воронке «Рекламация» по причине брака и возврата средств, в сквозной аналитике она засчитывается как успешная. Маркетинг все сделал правильно и не виноват в проигрыше сделки.
Таким образом мы визуализировали воронки, этапы продаж и автоматизацию работ в этапах. Конечно, их содержание — коммерческая тайна, поэтому мы заблюрили текст. Но на скринах хорошо видно структуру и объём проделанной работы.
UTM-метки
Если клиент попадает на сайт и оставляет заявку либо пишет в чат, в Битрикс24 вместе с обращением сохраняется UTM-метка. Так мы анализируем эффективность рекламных кампаний. Кстати, это базовая функция Битрикса, и именно поэтому мы советуем использовать его формы на сайтах.
Результат
Для визуализации используем стандартные отчеты в Битрикс24 и Google-таблицы. Теперь 86% лидов стали конвертировать в сделки. Отчёт по лидам в Битриксе выглядит так:
Отчет по сквозной аналитике в Битрикс24 показывает, что ROI рекламной кампании составляет 1800%.
Коллтрекинг
Стоит сказать, что заказчик стал впоследствии использовать динамический коллтрекинг Calltouch для контроля эффективности рекламы в интернете (особенно в поисковом трафике). Поэтому итоговые таблицы обогащаются данными и из коллтрекинга. Это помогло дополнительно снизить стоимость лида минимум в 2 раза с 2500 р до 1000-1200 р.
Краткий итог
- Теперь все звонки сохраняются в системе
- 12 форм на сайте подключены корректно
- UTM-метки передаются в Битрикс24
- Все номера от 3 операторов связи используются, процесс работы с номерами стал стандартным
- Добавлена воронка «Розница» с соответствующей автоматизацией
- Добавили и автоматизировали воронку «Рекламации»
- Заявки от разных брендов обрабатываются в соответствующих воронках. До этого была одна воронка продаж на все бренды
- Количественная оценка эффективности маркетинга в таблицах. Ранее эффективность оценивалась «по ощущениям».
Краткая инструкция
Что нужно сделать, чтобы настроить бесплатную сквозную аналитику:
- Для каждой рекламной площадки в офлайне и онлайне покупаем отдельный телефонный номер
- Фиксируем все звонки в Битрикс24
- UTM-метки передаются в Битрикс24
- Для каждого продукта или направления создаем воронку (не подходит для интернет-магазинов)
- Автоматически создаем заявки по звонкам в соответствующей воронке продукта
- Подключаем формы Битрикс24 на сайт вместе с передачей UTM-меток
- Используем стандартные фильтры и отчетность Битрикс24 для формирования таблиц
- Если нужно, вручную обогащаем данные из систем коллтрекинга
- Выводим данные в Google-таблицы
Статья написана при поддержке itcopyright.ru