Синтез театра и новых медиа технологий — кейсы из мировой и российской практики
Инновации уже давно проникли в сферу искусства, затронув в том числе театральные постановки. Видео-проекция, LED-приборы, нейросеть, трекинг-система — сейчас это уже «база» современной сценографии. На примере четырех постановок рассмотрим, как объединение мультимедиа и классического искусства создают уникальный опыт и для зрителей, и для артистов!
Сны спящей красавицы
Главная звезда постановки - медиаискусство
От классического здесь осталось только непревзойдённое балетное мастерство Дианы Вишнёвой и Marcelo Gomes.
В 2017 году Нью-Йорк увидел премьеру спектакля румынского хореографа Edward Clug «Сны спящей красавицы» по мотивам балета Чайковского, только:
🔸 вместо узнаваемой музыки зрители услышали нечто в стиле современных Берлинских ночных клубов от Thijs De Vlieger участник коллектива Nosia
🔸 вместо привычных физических декораций - LED-экраны
🤖Всё аудио-визуальное содержание - от небезызвестного Tobias Gremmler. Часть контента готовилась заранее, но в основном он жил своей жизнью. Движение аватаров на экранах осуществлялось через:
▪ технологию Perception Neuron, где движение всех частей тела танцоров отслеживалось 17-ю инерционными датчиками
▪ трекинг BlackTrax, где ИК-датчики определяли местоположение танцоров и их ориентацию на сцене, чтобы: обеспечивать авто-подстройку контента на экране, управлять светом и даже 3D звуком!
Можно смело сказать, что это экспериментальный и очень любопытный пример синтеза 🎭театра и 🔮мультимедиа. Риск оправдался: «Сны спящей красавицы» имели успех по всему миру, в РФ премьера состоялась 20.09.2019.
Opera Australia
Opera Australia — крупнейшая оперная труппа Австралии, представляющая более 600 постановок в год. С 2012 года они организовывают проект «Handa Opera on Sydney Harbour» — open-air театр, расположенный в самом центре Сиднея.
Каждая постановка сопровождается невозможной красоты сценографией и впечатляющим пейзажем!
Одна из самых захватывающих опер на открытом воздухе!
🔸За все годы были поставлены такие оперы, как: Травиата, Кармен, Аида, Турандот, Призрак оперы
🔸Сцену «Кармэн» освещало 1320 метров LED освещения
🔸Люстра в центре сцены «Травиаты» весила 3,5 тонны и поднималась в воздух 22-тонным краном. Девятиметровую красавицу усыпали 10 000 кристаллов Сваровски.
🔸В «Турандоте» для дракона и башни создавался моушн-дизайн и 3D мэппинг компанией flora&faunavisions — по ссылке подробное описание этого кейса
Handa Opera — замечательный пример того, как открытая площадка дает по-новому взглянуть на театральные постановки, реализовать идеи, которые ранее ограничивались стенами залов, и использовать мультимедиа технологии в большем масштабе, привлекая аналоговые спецэффекты ✨
Эйнштейн на пляже
✨«Воплощенная мечта сюрреалиста» — театр Базеля воссоздали знаменитую оперу «Эйнштейн на пляже», представив новую версию на Берлинском и Венском фестивалях.
Еще в 1976 году композитор Филипп Гласс и режиссер Роберт Уилсон впервые представили эту постановку — она нарушала все правила оперы и не соответствовала классической структуре, тем самым погружая зрителей в некий транс.
⏳А уже в 2022 году режиссер Сюзанна Кеннеди и художник Маркус Селг, используя свой неповторимый стиль, стерли границы между реальностью и симуляцией, дав возможность вновь пережить время как нелинейное, чувственное явление.
Этого удалось достигнуть в том числе с помощью мультимедийных технологий:
🔸LED-экраны, проекция на стену и 3D-мэппинг на «портал» с аутентичным контентом Маркуса Селга — дополняют общую арт-композицию оперы;
🔸Башни со световыми приборами - свет играл большую роль: обратите внимание, как подобранные цвета поддерживают настроение каждого акта, а направление света буквально управляет вниманием зрителей.
📌 Стоит отметить уровень иммерсивности постановки — каждый зритель мог подняться на сцену, и либо ходить по вращающемуся сценическому кругу, либо присесть на «камушек» прямо рядом с актерами.
Поистине удивительная опера, с длинной историей, актуальными смыслами, которые успешно раскрылись благодаря артистам Базеля, музыкальным композициям, и, конечно же, мультимедиа! 🔮
Русские «Шахматы»
«Бродвей Москва» представила свою версию постановки Бенни Андерссона, Бьёрна Ульвеуса (ABBA, Mamma Mia!) и Тима Райса в Театре МДМ. Это эпическая музыкальная драма о захватывающем соперничестве русского и американского гроссмейстеров во время холодной войны между СССР и США.
Борьба за шахматную корону и закулисные политические игры становятся фоном для волнующей истории любви, в которой герои вынуждены принимать непростые решения.
⚡С момента премьеры «Шахматы» посетили более 500 тысяч зрителей, а сыграли его уже 500 раз!
⚡Мюзикл получил 3 премии «Золотая маска», и множество восторженных отзывов зрителей и критиков
Отдельно выделяют масштаб и зрелищность постановки, которая была достигнута в том числе благодаря мультимедийной трехуровневой сценографии:
🔸250 квадратных метров LED и проекционных экранов, снабженных трекинг-системой
🔸200 акустических систем мощностью 100 киловатт
🔸500 элементов одежды!
Кстати, техническим супервизором «Шахмат» является Стано Кушик, который работал над созданием церемоний открытия и закрытия Сочи-2014, конкурса «Евровидение» и концертов Бейонсе.🎉
Коллаборация мультимедиа и театрального искусства с каждым годом наращивает свои обороты, в России уже реализованы сотни совместных проектов и увидеть вживую новую, технологичную оперу можно во многих крупных городах нашей страны!
А как вы относитесь к современным тенденциям в тетральной сфере? Если вам уже удавалось посещать оперу с использованием новых технологий — поделитесь впечатлениями и фото в комментариях 🙌🏻
Больше кейсов синтеза театра и мультимедиа, а также новости о конкурсе для мультимедиа-художников и режиссеров — в Telegram-канале Digital Opera
Комментарий недоступен
Не в Турандоте, а в Турандот.