Черная пятница. Что с ней не так в России

Черная пятница обязательно сопровождается критическими статьями на всех ресурсах. Перечитывать старые вам вряд ли интересно, поэтому вот вам новая. Я уверен, что 95% компаний делает свою черную пятницу повинуясь стадному чувству. Не вникая в социокультурную составляющую, не считая конверсию, не думая над дизайном.

Дизайн

Каждая "уважающая себя" компания добавляет георгиевскую ленточку на 9 мая в свой дизайн, весной - цветы, летом - солнце, осенью - листья, зимой - снежинки. Но почти всегда оставляет свою айдентику. И только в черную пятницу все заказывают дизайн у одного и того же дизайнера. Черный-белый-желтый-красный. Предлагаю сыграть в игру. Идете в Гугл.Картинки, вбиваете: "черная пятница" и играете в игру "Угадай бренд".

Отгадайте чей баннер?
Отгадайте чей баннер?
А этот?
А этот?

В оффлайне ад более кромешный. Там единообразие становится пугающим. Почему так случается? Всё просто. Есть кража идеи, а есть копирование. Кража всегда осмысленная и переработанная, а копирование тупое.

Культура

В США черная пятница открывает сезон покупки рождественских подарков. В России празднуют не Рождество, а Новый год и делают это на неделю позже. Американцы в целом богаче, и к черной пятнице в США есть огромное количество людей с деньгами, у которых в голове созрел вопрос: "Что дарить другу/брату/жене/боссу". В нашей стране денег у людей мало. Большинство подарок 23 ноября покупать не готовы. Подарочного спроса сильно меньше.

Это примерно как в США начать в конце апреля акцию про "уДачные скидки" с тем размахом, с которым это делают у нас.

Экономика

В США черная пятница стала практически обязательной. Как "новогодние скидки" у нас. Компании обязаны играть в игру, которую от них ждут. Иногда речь уже не идет про прибыль, а скорее про отсутствие убытков. Сделал скидку - потерял деньги, не сделал скидку - лояльность клиентов.

В РФ пока что никто вас не заставляет делать черную пятницу. Но как же? Все делают! И тут варианты:

1. Дать реальную жирную скидку. И поиметь стандартный набор проблем. Скидку получат те, кто и так бы купил. Более того, если заранее дать рекламу, то все клиенты отложат покупку. Купят дешево те, кто дорого бы не купил. Рост оборота может не окупить потерю в марже. Лояльность на длинной дистанции всё равно не окупит затраты. Не всякий бизнес зарабатывает на основе LTV. И так далее.

2. Дать разумную скидку. Но если вы рекламируете свою черную пятницу, то скидку в 5% воспримут как обман. Заявил черную пятницу - снижай на десятки процентов!

3. Не снижая цены объявить о 50% скидках. Или дать скидки, но не на всё. Или дать скидки, но с такими условиями, чтобы реальная итоговая скидка была небольшой. Это обман, его могут вскрыть. Если вы маленькая компания, то получите негатив от клиентов, а если большая, то от целевой аудитории в целом.

4. Правильный. Не играть в эту игру, если не можешь рассчитать всю экономику акции.

А у нас акция зашла!

Ответят некоторые компании. Круто. В таком случае я предлагаю повторить акцию. Опять дать 40% скидки. И тут многие отвечают, что давать такие скидки не хотят. Частый ответ: "Ну это же черная пятница!"

Иннокентий Фефилов. Старший лаборант в агентстве контекстной рекламы "Вавилон".

19
34 комментария