Маркетплейсы ограничивают рост селлеров

Маркетплейсы ограничивают рост селлеров

На зарубежных маркетплейсах (например, Amazon) распространена практика покупки готовых бизнесов. По этой модели, например, работает компания Thrasio, которая приобретает компании селлеров и масштабирует их с помощью инвестиций. В России из-за законодательства сложно работать по такой бизнес-модели − нельзя частично выкупать ИП (а многие селлеры работают именно как ИП), а маркетплейсы не позволяют магазину поменять ИП на ООО.

Поэтому единственный вариант для продавца, если он хочет продать свой бизнес − с самого начала работать как ООО. Конечно, можно сотрудничать с ИП, но это влечет значительные риски для инвестора.

Как это мешает? Расскажем на примере инвестиционной компании Golden Duck

Golden Duck − инвестиционная компания, частично или полностью выкупающая магазины селлеров на маркетплейсах. Мы можем заинтересоваться селлером и захотеть выкупить его бизнес, но он работает как ИП, из-за чего сотрудничество будет практически невозможно. Это сильно уменьшает список компаний, с которыми мы можем работать. Единственный вариант для Golden Duck – работать с ООО, так как нам в целом интереснее не полностью выкупать бизнес, а именно развивать его совместно с селлером, чтобы он занимался операционкой, а мы закрывали финансовую часть, весь документооборот, продакшн и многое другое.

Как маркетплейсы решают эту проблему?

Сами маркетплейсы (Ozon, Wildberris, Яндекс. Маркет) не спешат помочь селлерам в этом вопросе. В принципе, с юридической точки зрения, товар на маркетплейсах находится на комиссии, то есть принадлежит продавцу, и продавец сам вправе распоряжаться им, в том числе продать товар другой компании. Но продажа без передачи карточки товара не имеет смысла, так как главную ценность в этом бизнесе составляют именно карточки с отзывами, рейтингом и местом в поисковой выдаче. Самим маркетплейсам нет никакой выгоды тормозить передачу карточек. Но, видимо из-за отсутствия разработанной технологии, они пока совсем не продвинулись в этом вопросе.

Зарубежный опыт

Инвестиционная компания Golden Duck − уникальная на российском рынке, однако, как я и написал вначале, зарубежом есть аналоги. Например, Thrasio − агрегатор бизнесов-продавцов на площадке Amazon. Thrasio находит и скупает популярные бренды на Amazon, которые занимаются продажей товаров повседневного спроса. Так как на этом маркетплейсе можно передавать карточки товаров, Thrasio активно развивается. Например, в конце прошлого года в Thrasio инвестировали более $1 млрд.

Какие прогнозы?

Так как рынок маркетплейсов более или менее движется в русле развития Amazon, то, скорее всего, в ближайшее время мы увидим механизмы на маркетплейсах, позволяющие осуществлять передачу карточек. Это может быть интересно и самим маркетплейсам: если маркетплейсы одновременно и сами являются продавцами на своих площадках, они могли бы выкупать у селлеров хорошие карточки. И, конечно, такая опция открывает прекрасные перспективы по привлечению инвестиций в эту область. Очень надеемся, что такой механизм будет разработан и запущен, что позволит нам сотрудничать с еще большим количеством селлеров.

А как вы думаете, разрешат ли российские маркетплейсы передавать карточки?

9
9 комментариев