Хватит это терпеть: отказ от доп. услуг по договору
С вами DestraLegal.ru - сервис, который решает ваши юридические проблемы. Мы уже рассмотрели свыше 40 000 ситуаций и помогли многим, очень многим. Сегодня вновь вернемся к спору в сфере защиты прав потребителей и расскажем о том, как можно вернуть деньги за навязанные услуги.
Разговор пойдет о вечном: пришел в магазин (не продуктовый, конечно) и решил что-нибудь прикупить для себя. Поискал и нашел интересный вариант - прямо то, что нужно. Пошел на кассу, но денег не хватает, однако, ты не переживаешь, ведь мы живем в 21 веке, цивилизованном и правовом государстве, не так ли? А значит можно воспользоваться потребительским кредитом и все равно купить то, что так сильно хочешь.
Сел за столик, начали заполнять бумаги, и вот тебе раз! Навязывают дополнительные услуги и говорят: “вы не можете от них отказаться, иначе вам не одобрят договор” или “это стандартно, просто подпишите, тут ничего страшного, все так делают”. Не вполне справедливо, согласитесь?
С чего все началось?
В нашей ситуации девушка решила приобрести себе новый автомобиль в салоне за счет собственных и заемных средств. В целях обеспечения исполнения обязательств заёмщика по кредитному договору, она дала согласие на заключение опционного договора стоимостью 333 818 рублей, в рамках которого её подключили к Программе технической помощи и выдали подарочный сертификат на страхование жизни и здоровья.
Через несколько дней она обратилась в наш сервис, поинтересовалась, может ли отказаться от дополнительных навязанных услуг. Конечно может, Закон о защите прав потребителей никто не отменял, и он продолжает помогать людям в таких ситуациях.
Мы рассказали о том, что Законом не допускается такое навязывание, данные условия являются ничтожными, а значит можно смело обращаться в суд за возвратом денежных средств. Потом договорились с ней о работе, она оплатила решение спора (4 490 рублей), и юристы приступили к выполнению своих обязанностей.
Сначала написали отказ от договора, в котором сослались на общие принципы гражданского права (ст. 421 ГК РФ), на право расторгнуть договор (ст. ст. 450, 450.1 ГК РФ), а также на право потребителя отказаться от исполнения договора оказания услуг в любое время, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 32 Закона о защите прав потребителей).
Имейте в виду, что недобросовестные продавцы таких услуг могут включить в договор условие о том, что вы лишены права на возврат уплаченных сумм. В рассматриваемой ситуации в договоре так и прописали: заказчик (девушка) лишен права на возврат уплаченной ему стоимости услуг при прекращении договора по любым основаниям.
Такие условия договора противоречат положениям Закона о защите прав потребителей (ст. 16), и являются недействительными. Об этом мы непременно упомянули в письма.
В конце нашего письма просили расторгнуть договор и вернуть всю уплаченную сумму. Не переживайте, суды уже рассматривали такие споры и занимают аналогичную позицию (см. решение Караидельского межрайонного суда республики Башкортостан от 14.04.2022 по делу № 2-24/2022). Это решение очень важно, так как ответчиком в нем выступал как раз наш недобросовестный продавец (исполнитель) - ООО “ТЕО”.
Вот в чем беда, некоторые компания могут допускать такие условия в договорах и убеждать клиентов в своей правоте, ссылаясь при этом на свободу договора. Действительно, в договоре можно прописать что угодно, но это не означает, что противозаконные положения будут иметь силу, наоборот, они ничтожны. К сожалению, граждане не всегда знают свои права, а порой и просто предпочитают платить и ни в чем не разбираться.
Письма отправили по всем известным адресам, ведь проще и быстрее урегулировать возникший спор до суда. Ответчик знал это, понимал, что закон будет на стороне клиента, но выжидал. Вероятнее всего думал, что жалобами и письмами дело и закончится, как это периодически происходит. Увы, но не все готовы идти до конца и бороться за свои права.
Мы же подождали положенные 10 дней для ответа, который не получили, и решили идти в суд. Бороться до победы.
Куда и с чем идти?
В договоре может быть определена подсудность, но вы на это не ведитесь.
В силу п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей истец может направить иск в суд по своему выбору, даже по месту жительства или пребывания истца. Иное же ущемляет установленные законом права и интересы потребителя, а значит не подлежит применению.
Помимо этого, с сентября вступили в законную силу изменения в ст. 16 Закона, которые закрепили, что положения договора, ограничивающие права потребителя на выбор суда, являются ничтожными. Об этом мы недавно опубликовали статью.
Мы подготовили исковое заявление, схожее по содержанию с ранее направленным письмом, и направили его не в Московский районный суд города Санкт-Петербурга (как указано в договоре), а в суд по месту проживания истца - Таштагольский городской суд Кемеровской области.
В требованиях просили: расторгнуть договор, взыскать основной долг - 333 818 рублей, моральный вред - 10 000 рублей, судебные расходы - 4 490 (именно столько заплатили за работу нашего сервиса), а также 50% штрафа от присужденной суммы. Всего вышло 348 308 рублей (без учета штрафа).
Заявление поступило в суд, назначена дата судебного заседания и истец, заранее нами подготовленный ко всему, явился в назначенный день для разбирательства.
Мнение суда
Процесс долго не длился, и суд согласился с изложенными в иске доводами и удовлетворил исковые требования частично. Судья решил, что договор подлежит расторжению и истец имеет право на частичный возврат уплаченных ею денежных сумм по договору пропорционально неиспользованной части действия программы дополнительного сервиса и страхования.
Судья посчитала стоимость услуг за 1 день, и сколько дней прошло с момента начала оказания услуг и до дня получения ответчиком уведомления о расторжении договора. Потом простыми математическими вычислениями установил сумму “пользования” услугой и постановил взыскать 67 514 рублей.
Поскольку основные требования удовлетворены, суд взыскал с ответчика 5 000 рублей морального вреда, судебные расходы в полном объеме и еще штраф в размере 50% от присужденной суммы - 36 257 рублей за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.
В итоге девушка получила с ответчика 112 587 рублей. Неплохо, верно? А если бы сразу обратилась за помощью и направила заявление о расторжении договора, то сумма была бы существенно больше.
С решением можно ознакомиться на сайте суда по ссылке.
Мораль
Схожие услуги нам навязывают везде и при первой возможности, а поскольку многие не хотят возиться и разбираться в этом, то им проще заплатить и забыть. Такой вариант подходит не всем, то смело обращайтесь за помощью к нам.
И помните: Отстаивать свои права с DestraLegal - это просто! 💙