Кто такие консультанты и зачем они нужны?

Хороший советник лучше любого богатства

Сократ

Если бизнес не развивается, продажи падают, а накладные расходы только растут, если не получается выявить проблему силами компании – зовите на помощь бизнес-консультанта. В ситуациях, когда вроде всё уже испробовали, а положительных сдвигов как не было, так и нет, поможет свежий взгляд со стороны: профессиональный консультант способен оценить состояние бизнеса, нащупать слабые стороны и найти точки роста.

Кто такие консультанты и зачем они нужны?

Кто такие консультанты?

Бизнес-консультант – специалист, который анализирует состояние бизнеса, определяет критические факторы, тормозящие развитие фирмы, находит точки роста для развития компании. Задача консультанта – выявить проблемы и «слепые зоны», которые часто не в силах обнаружить штатные сотрудники, построить эффективный маршрут по выведению компании из кризисной ситуации. В последующем специалист может сопровождать проект до поставленного результата и участвовать в реализации рекомендованных изменений.

Вывод из кризиса – не единственная задача, которую решают консультанты: специалист выделяет проблемные зоны компании и определяет эффективные и безопасные пути работы с ними.

Бизнес-консультант помогает:

- модернизировать деятельность компании;

- улучшать качество взаимодействия с партнерами;

- наращивать прибыль;

- оптимизировать бизнес-процессы.

Трудности возникают у разного бизнеса, в разных процессах и на разных этапах. Прежде чем начать поиск специалиста, определитесь кого искать.

Нишевые консультанты специализируются на работе в узкой сфере: горнодобывающей компании не подойдёт специалист с квалификацией в пищевой промышленности.

Не нишевые консультанты – универсалы с разносторонним опытом, для которых ниша не важна.

Бизнес-консультант может быть представителем консалтингового агентства или самостоятельной боевой единицей. Частные эксперты чаще имеют узкую специализацию, тогда как в распоряжении агентства целый штат разнопрофильных профессионалов на все случаи жизни: в арсенале специалистов по консалтингу масса решений для бизнеса в сфере права, финансов, управления, маркетинга, автоматизации и другой деятельности:

- структурирование бизнеса;

- сопровождение сделок;

- регистрация или ликвидация компании;

- банкротство;

- налоговое консультирование;

- юридическое консультирование;

- финансовая экспертиза;

- тендерное сопровождение;

- аудиторская проверка;

- маркетинговый анализ рынка;

- разработка бизнес-плана;

- разработка инвестиционного проекта;

- поиск и подбор персонала;

- обучение сотрудников;

- внедрение автоматизации и прочее.

Зачем нужны консультанты?

Предприятия в России часто учатся на собственных ошибках, тогда как западные коллеги активно пользуются услугами бизнес-консультантов и экономят время и ресурсы компании. Избитая ситуация, где скупой платит дважды: развитие бизнеса часто тормозит отсутствие достаточного опыта и знания бизнес-процессов у предпринимателей, а приобретение такого опыта может дорого обойтись.

Часто бизнесмен думает, что особенности его организации уникальны, клиенты и проблемы не как у всех: мол все несчастные компании несчастны по-своему, как у Толстого. Такое впечатление складывается как раз из-за отсутствия опыта и навыка структурно оценивать ситуацию. У консультантов же наработана база знаний и развита способность профессионально решать разнообразные проблемы и достигать целей, поставленных собственниками.

Подобных специалистов чаще нанимают на короткий промежуток времени и для решения конкретной задачи, но многие компании продолжают сотрудничество с консультантом и когда работа компании нормализуется: выгода такого взаимодействия становится очевидной.

В чём преимущество консультантов?

Владельцы бизнеса не всегда охотно обращаются к консультантам, ведь это лишние траты, и до последнего может казаться, что серьёзной необходимости в привлечении стороннего специалиста нет. Однако у сотрудничества со специалистом по консалтингу есть ряд неоспоримых преимуществ:

Доступность. Найм консультанта во всех смыслах обойдётся компании дешевле, чем поиск и содержание сотрудника, обладающего необходимыми компетенциями.

Независимость. Консультанта с руководителем и собственником компании связывают только условия договора. Там где сотрудник организации может юлить, болея за свои шкурные интересы, сторонний специалист выскажет непредвзятый взгляд со стороны, ведь единственная его цель – выполнить обязательства и наладить работу компании.

Экономия времени. У руководителей часто есть дельные мысли по модернизации компании, но нет времени на анализ и реализацию идей. Консультант же не только справляется с поставленной задачей, но и экономит ресурсы ключевых специалистов организации.

Экспертность. Бизнесмены часто сетуют, что приходится быть профи во всём на свете, ведь никто другой не проконтролирует качество работы сотрудников. Найм профессионального консультанта избавит от необходимости вдаваться в нюансы бизнес-процессов и принимать решения вне собственной компетентности.

Опыт. Консультант непрерывно изучает способы решения бизнес-задач и регулярно применяет их на практике. Профессионалу не составит труда сориентироваться и найти верную траекторию пути к цели, даже если столкнётся с новыми для себя аспектами.

Свежий взгляд. Сотрудники компании вязнут в рутине, смотрят на организацию из привычного угла и не способны объективно оценить состояние бизнеса. Приход внешнего специалиста – возможность посмотреть со стороны и найти верное направление развития.

Ответственность за непопулярные решения. Бывает так, что руководитель избегает перемен в компании из-за нежелания потерять расположение сотрудников. В такой ситуации консультант «примет огонь на себя» и станет своего рода громоотводом для негодования персонала.

Почему организации не обращаются к консультантам?

Негативный опыт сотрудничества с недобросовестными специалистами, уверенность в уникальности своего случая и даже банальные «страшилки» из сети способны заставить отказаться от привлечения консультанта. Какие установки мешают трезво мыслить:

Справимся сами. Прекрасно, когда руководитель уверен в силах своей команды, однако в реальности далеко не все трудности удаётся решить изнутри: не все проблемы очевидны, не всегда штатным сотрудникам хватает опыта и компетентности, чтобы найти решение.

Если мы не разобрались, никто не разберётся. Бывает, что проблему ищут банально не в том месте, потому и улучшений нет. Консультант найдёт дверь там, где внутренние сотрудники видят стену.

В специфической отрасли нет консультантов. Даже если компания занимается производством секс-игрушки из сосновых шишек и конопляных семечек, суть её проблем почти наверняка идентична проблемам более прозаичных организаций. Консультанту не обязательно глубоко разбираться в конкретном бизнесе, чтобы обнаружить в каком месте система буксует.

Консультант уйдёт и всё развалится. В реальности цель консультанта: не только разрулить текущие трудности, но и заставить проблемный сегмент работать без сбоев в дальнейшем.

Нам это не нужно. Консультанта часто расценивают либо как крайнее средство, либо напротив – как праздное мероприятие для «сытых» компаний. И в том и в другом случае: всё либо ещё не так плохо, либо не достаточно хорошо, чтобы обращаться в консалтинговое агентство. Между тем, бизнес-консультант будет полезен на любом этапе развития компании: вытащит бизнес, если он тонет, поможет подняться ещё выше, если дела идут хорошо. А если «всё нормально», консультант станет незаменимым советником, который направит ресурсы компанию в нужную сторону.

Консультанты – это очень дорого. Консалтинговые услуги, как и любые другие, стоят денег. Однако суть работы консультанта заключается в том, чтобы заставить бизнес эффективно работать, а значит приносить прибыль. Потому плату за услуги консультанта стоит рассматривать как инвестицию, а не расходы.

Как выбрать консультанта?

Консалтинг – не самая развитая сфера в России, однако рынок и здесь пестрит предложением. Чтобы выбрать толкового специалиста для решения проблем, обратите внимание на следующие факторы:

Опыт работы. За плечами опытного консультанта стажировки, портфолио, кейсы и клиенты с хорошей репутацией. Плюсом будет опыт работы в крупной консалтинговой фирме. Высший пилотаж – работа в Big3 или Big4: в крупнейшие международные компании случайных людей не берут и не все счастливчики выдерживают рабочий ритм в монстрах консалтинга.

Также рекомендуем оценить личные успехи кандидата. Процветает ли его собственное дело? Были ли предыдущие проекты результативными? В каких сферах есть опыт работы? Остались ли клиенты довольны результатами? Ответы на эти вопросы можно найти на личном сайте или в блоге кандидата.

Понимает о чём говорит. Чтобы выявить специалиста, который преувеличивает свои заслуги, достаточно задать ему несколько вопросов:

- Какие инструменты маркетинга чаще всего используете?

- Как посчитать эффективность проекта?

- Какие главные показатели эффективности для нашей организации?

После отсева слабых кандидатов можно провести групповое собеседование. Наблюдайте, как распределяются роли в группе: кто станет лидером, кто мозговым центром, кто затеряется среди других участников. Такой отбор помогает увидеть, как кандидат решает вопросы на практике, насколько структурно и креативно мыслит..

Хороший способ наглядно оценить опыт консультанта – попросить его решить бизнес-кейс. Такой метод оценки можно использовать как самостоятельный: смоделируйте бизнес-ситуацию близкую к сфере компании; задача консультанта – провести анализ, изучить финансовую сторону вопроса, сформулировать гипотезы и стратегические альтернативы, выбрать и обосновать решение. Обратите внимание на глубину проработки и ширину мышления кандидата, изучите по каким показателям он определяет эффективность.

Образование. Диплом топового российского вуза и зарубежные стажировки – ещё не всё, что говорит о качественном образовании. Хороший специалист не прерывает обучение и регулярно повышает квалификацию.

Если консультант не только получает образование, но и делится знаниями – это безусловно плюс. Экспертность специалиста можно оценить по обучающим материалам, которые он создаёт и размещает на своих площадках.

Рекомендации. Позитивным опытом знакомых и партнёров пользоваться безусловно можно и нужно. Но учтите, что стоит рассматривать рекомендации хотя бы через пару месяцев после завершения работы консультанта: тогда можно оценить не только положительное впечатление от общения со специалистом, но и конкретные результаты для бизнеса.

В следующей публикации рассмотрим алгоритмы действий консультантов и познакомимся с кейсами специалистов компании METOD.

11
2 комментария

Аналитика продукции, производства, маркетинга - это всегда хорошо. А ещё лучше, когда этим занимается специально нанятый человек

1
Ответить

Что очень правильно!))

Спасибо за Ваш комментарий!
Недавно вышла вторая часть статьи - мы думаем, она Вам понравится:)
https://vc.ru/u/1300923-metod-biznes-konsalting/524271-kto-takie-konsultanty-i-zachem-oni-nuzhny-chast-2

Ответить