Как правильно выбрать метод исследования и не «слить» бюджет проекта: методика Surf

Любой проект начинается с исследования: бизнесу важно ответить на вопросы о его целях и задачах. Если пропустить этот этап или выбрать для него некорректные методы — можно потратить бюджет и не получить желаемого результата.

В этой статье расскажем об инструменте Surf Landscape, который создала наша продуктовая команда — он помогает выбрать метод исследования, наиболее эффективный для вашего проекта.

Мы в Surf более 12 лет работаем с мобильными технологиями. Мы создали приложения для Росбанка, Риглы, Рив Гош и The Hole.

💼 Рассказываем об этом в кейсах.

О чём в этой статье:

Зачем проекту исследование, и почему важно выбрать подходящее

Представим проект. Обычно он начинается с предварительного исследования и оценки — в какой точке находится сейчас и куда хочет прийти в своём развитии. На этапе онбординга мы собираем информацию о целях, задачах и потребностях компании, с которыми предстоит работать. Для их решения подбираются подходящие инструменты, в том числе и методы исследования.

Выбор типа исследования, подходящего именно для этого проекта, важен по трём простым причинам:

  • Вы сэкономите деньги. Уже на старте вы будете понимать, какие методы исследования подходят для вашего проекта, а какие — нет. Выбор неверного метода может привести к тому, что будут собраны некорректные или ненужные данные, а деньги будут потрачены впустую.
  • Вы сэкономите время. Разные типы исследования длятся в среднем от месяца до двух. Если исследование выбрано неверно или неправильно сформулирована задача или цель, то время будет потрачено в никуда.
  • Вы правильно спроектируете свой продукт. Неверно выбранное исследование приведёт к ошибочному проектированию. Масштаб дальнейших правок зависит от масштаба задачи.

Давайте рассмотрим, как это работает и почему это важно, на паре примеров.

Ситуация №1. Точка А — «у проекта нет мобильного приложения, но есть сайт интернет-магазина одежды». Точка Б — «нужно разработать MVP мобильного приложения для интернет-магазина одежды». По сути, проект уже есть на рынке, но его нужно расширить, добавить новый способ взаимодействия с покупателями и создать для этого с нуля новую функциональность — мобильное приложение.

Прежде, чем приступить к работе, нужно верифицировать идею — проанализировать, действительно ли MVP мобильного приложения принесёт пользу бизнесу. Мы начинаем со сбора существующей информации со стороны бизнеса: это может быть аналитика и проведённые исследования — и выявления проблем. Если этих данных достаточно, можно переходить к прототипированию. Если информации не хватает, то нужно провести дополнительные исследования. Для этой ситуации подходят:

  • опрос;
  • UX-исследование;
  • качественное исследование.

Так мы собираем ожидания пользователей от будущего продукта, а также бэклог для дальнейшего развития. Обычно в исследованиях участвует от 15 до 40 человек, в зависимости от степени риска и точности. Для разной стадии проекта подходят разные исследования.

Пример. Если проект новый и есть только идея, которую нужно валидировать, некорректно проводить юзабилити-тестирование. Выбор этого метода будет означать, что уже принято решение о том, что магазину нужно приложение. В итоге, мы получим данные, что удачно в спроектированном дизайне, а что — нет. Они будут полезны, но никак не помогут провалидировать гипотезу о том, нужен ли нам новый диджитал-инструмент.

Более того, результат проекта в этом случае может неприятно удивить: бизнес получит мало клиентов в приложении. Это происходит потому, что мы с самого начала неверно запустили цикл исследования: клиентам нужен был лишь доступ к товару на маркетплейсе, не обязательно было создавать для этого приложение. Избежать этой ошибки помог бы корректный выбор типа исследования: это мог быть первичный опрос фокусной аудитории или UX-исследование.

Ситуация №2. Точка А проекта — «приложение уже существует, но в нём есть только один вариант оплаты». Желаемая точка Б — «реализовать дополнительный тип оплаты через СБПэй или по QR-коду». Нам нужно расширить или доработать функциональность, а не создать с нуля новый сервис или фичу. Нам требуется улучшить проект, а не верифицировать саму идею.

Как мы будем выбирать здесь лучшее решение задачи:

  • выявим самые актуальные способы оплаты и менее необходимые;
  • создадим бэклог с приоритетами.

Какие методы исследований можем использовать? Прежде всего, это:

  • анализ данных (метрик), отзывов;
  • аналитика конкурентов;
  • опросы и юзабилити тестирование уже спроектированного результата.

Необязательно использовать все способы, стоит выбрать тот, который сможет закрыть больше вопросов.

Пример. Есть продукт, который нужно улучшить. Тестировать готовый дизайн на данном этапе нерационально. Это займёт много времени, а результаты ответов будут неинформативными. Лучше сделать глубокое интервью или серию опросов, чтобы собрать больше информации по теме и сформировать дизайн-решение. Только после этого мы можем провести юзабилити-тестирование. Так дизайн будет основан на реальных данных, а не предположениях.

Компании склонны доверять данным, а не случайным идеям.

Методов исследований множество. Чтобы чётко выбрать, какой из них стоит применять в конкретном случае, а какой — нет, наша продуктовая команда Product Lab разработала методику Surf Landscape, о которой и расскажем далее.

Что такое Surf Landscape, как работает и зачем нужен

Методик постановки целей и планирования проектов сейчас множество. Каждая из них имеет под собой серьёзный научный фундамент и множество данных аналитики. Работая более 12 лет, мы понимаем, насколько важно не ошибиться с выбором метода. Неправильно подобранный метод может не только привести к ненужным расходам денег и времени, но и вовсе завести проект в тупик.

Чтобы упростить выбор методики исследования, мы создали Surf Landscape — методологический фреймворк для быстрого и оптимального подбора исследования. В нём мы объединили матрицу развития продукта с типовыми вопросами и соотнесли эту информацию с типами исследований, которые будут наиболее эффективны для решения задач проекта на том или ином этапе его развития.

Результат можно представить в виде такой схемы:

Как правильно выбрать метод исследования и не «слить» бюджет проекта: методика Surf

Работа с этим фреймворком включает несколько последовательных шагов. О них сейчас расскажем подробнее.

Шаг 1. Определение статуса проекта и стадии работы с ним

На первом шаге нужно определить, на какой стадии находится проект.

  • Новый проект — нет сервиса, но есть идея его создать или существует MVP, которое нужно развить.
  • Новая функциональность — есть веб-версия, которую нужно дополнить новыми возможностями, или разработать с нуля мобильное приложение.
  • Текущий проект — есть мобильное приложение, нужно улучшить в нём процессы или взаимодействие с пользователями.
  • Будущее развитие — проект есть на рынке, но нужно запланировать изменения, которые могут существенно поменять концепцию или улучшить показатели бизнеса.

К каждой стадии относятся цели, которые работают на рост прибыли. Они могут быть двух типов:

  • улучшение и апдейт приложения, процессов, продукта, сервиса, проекта;
  • улучшение взаимодействия с конечным потребителем (клиентом).

Каждая цель соотносится с конкретными задачами компании. Для проектов, у которых уже есть продукт, они могут быть такими:

  • инициировать изменения или развитие продукта — нужно определить эффективность этих изменений для бизнеса;
  • улучшить процессы — помогает решить боль или найти слабое место;
  • внедрить инновации, чтобы улучшить проект;
  • мы в Surf выделяем ещё одну задачу — верифицировать идею, она подходит для задач вне продукта.

Из сопоставления целей с задачами мы получили матрицу стадий развития проекта:

Как правильно выбрать метод исследования и не «слить» бюджет проекта: методика Surf

Зачем это нужно клиенту? Без точного понимания стадии проекта нерационально расходуется бюджет и ресурсы разработчиков. Обновления сдвигаются, что приводит к работе в режиме аврала. Когда есть понимание стадии проекта, команда работает слаженно, финансовые и временные ресурсы используются рационально.

Рассмотрим каждую стадию проекта подробнее.

1 тип «новый проект»: на этой стадии ещё нет чёткого представления о функциональности нового продукта, понимания своей аудитории и её проблем. Работу с проектом на этой стадии стоит начать с предпроектного исследования. Затем можно перейти к созданию CJM будущего продукта.

2 тип «новая функциональность» — на этой стадии проект хочет улучшений, но не знает, как их реализовать. Как правило, уже есть некоторые артефакты: данные опросов, первичные гипотезы, данные для аналитики приложения или готовая аналитика, обратная связь от пользователей.

На этой стадии мы опционально проводим исследование, исходя из проблемы проекта и уже имеющихся артефактов. Ключевое тут — получить количественные результаты: результаты метрик, количественных опросов.

3 тип «текущий проект» — на этой стадии клиент знает свою потребность. Здесь лучше всего работают количественные исследования, которые помогают собрать голоса по проблеме. Также нужно изучить материалы проекта: сделать ревью интерфейсов и создать CJM.

4 тип «будущее развитие» — такой проект смотрит в будущее и хочет улучшить свой продукт. В таком случае идеально подойдёт создание CJM, анализ артефактов и опционально — проведение исследования.

Шаг 2. Подбор инструмента

Вы определили стадию проекта и его основную задачу. Теперь нужно подобрать подходящий инструмент для её решения. На этом этапе важно сформулировать цель исследования, чтобы:

  • собранная информация не стала бесполезной, а преобразовалась в потенциальные решения;
  • вы получили набор решений и возможностей;
  • ответственный за проект определился с инструментами для решения задач;
  • можно было оценить количество артефактов и сроки выполнения задачи.

Чем чётче поставлена цель, тем яснее результат.

У проекта должна быть понятная цель, и он должен приносить пользу бизнесу.

Далее выбираем исследование под цель проекта. Тут нам помогает вопрос: «Что мы хотим узнать у пользователей?». Ответить на него поможет матрица, разработанная NNgroup — консалтинговой компанией, которая специализируется на компьютерных интерфейсах и пользовательском опыте. Матрица разделяет исследования на количественное или качественное, в зависимости от комбинации ответов на вопросы:

  • Что пользователь делает?
  • Что пользователь говорит?
  • Сколько? Как часто?
  • Почему? Как исправить?
Как правильно выбрать метод исследования и не «слить» бюджет проекта: методика Surf

Вопросы из нижнего блока: что говорят пользователи? почему? как часто? как исправить? — показывают отношение пользователей к решению или проекту. Вопросы из верхнего блока: что делают? почему? как часто? — покажут поведение пользователей. На основании этих данных и нужно выбирать тип исследования. Например:

  • Производный тип исследования относится к ранней стадии развития продукта. Он помогает определить неизвестные или потенциальные проблемы и возможности пользователя.
  • Оценочный тип исследования проводится на поздней стадии развития продукта. Позволяет валидировать дизайнерское решение, чтобы узнать насколько эффективно оно решает задачи и проблемы пользователей.

Зачем это нужно проекту? Матрица визуализирует процесс выбора методологии и даёт схему дальнейших шагов. Инструмент позволяет не упустить главного и сосредоточиться на каждом этапе.

Среди множества методологий управления проектами бывает сложно определиться с тем, который нужен. Неверно выбранная методика может не только затормозить разработку, но и блокировать часть критически важных процессов. От этого страдает и бизнес и его цифровой продукт. Для того, чтобы определиться с методологией, мы создали Surf Landscape — наглядное представление того, когда и какие методы исследования нужно использовать.

1
17
2 комментария