Сбер заблокировал доступ к СберБанк Онлайн из-за входа с нового устройства
Случилась со мной фантастически глупая история. В данный момент нахожусь за границей. Мне потребовалось совершить некоторый платёж в интернете. В момент, когда мне банк должен прислать СМС с кодом подтверждения на телефон, СМС не пришла. Когда кнопка повторной отправки снова стала доступна, я нажал на неё. В итоге, в один момент мне пришло две СМС. Я ввожу код подтверждения транзакции, который пришёл последним — выдаёт ошибку. Ввожу код из первой СМС, мне приходит отказ в транзакции. В этот момент мне поступает звонок с номера +7 495 229 14 99 и через секунду сбрасывается (не знаю, связанно ли это с блокировкой или нет. Судя по информации в интернете об аналогичных ситуациях это звонит бот службы безопасности). После чего мне приходит СМС с информацией, что все операции в интернете ограничены, позвоните на номер 900 и следуйте подсказкам голосового помощника.
Как я писал выше, я нахожусь за границей, звонить дорого. Я захожу в приложение СберБанка Онлайн, предполагая, что можно позвонить в банк в приложении через интернет и действительно нахожу необходимую кнопку. Только вот при нажатии данной кнопке мне отображается только два варианта развития событий:
1. Позвонить на номер 900 с sim-карты;
2. Позвонить на номер +7 495 500 55 50 также с sim-карты.
Т. е. через интернет позвонить невозможно. Пишу знакомому, мол «у тебя такая же фигня?», на что он мне присылает скрин из приложения, что у него в том же самом меню, помимо выбора звонка с sim-карты, у есть возможность выбрать звонок через интернет. Единственная разница, что у меня iOS, а у него Android.
Я, недолго думая, беру лежащий под рукой Xiaomi Redmi Note 8 Pro, скачиваю приложение Сбера и пытаюсь авторизоваться. Получаю сообщение о том, что я зарегистрирован в СберБанк Онлайн и следом же сообщение о том, что СберБанк Онлайн и СМС-банк заблокированы.
Ну теперь то уж делать нечего, звоню с заграничной симки на российский номер +7 495 500 55 50. Пройдя два слоя роботов меня соединяют с оператором, который уточняет у меня ФИО и дату рождения. После чего спрашивает у меня кодовое слово. Проблема всей ситуации в том, что счёт в банке я открывал ≈ 11 лет назад и кодовое слово, которое я тогда называл, я, разумеется, не помню. Какие-либо наводящие вопросы отсутствуют. На вопрос «а что делать?» оператор отвечает, что необходимо прийти с паспортом в отделение банка в регионе, где открывали счёт.
Соответственно, я остаюсь в чужой стране без доступа к своим финансам. Просто замечательно! И тут не считаю правильным винить Сбер, ибо если бы ситуация была бы связана с мошенниками, которые пытались бы получить доступ к моим деньгам, то я был бы всеми руками и ногами «за» мгновенную блокировку доступов.
Сейчас уже, анализируя ситуацию, я понимаю, что после одной подозрительной для банка операции совершать вторую подозрительную (входить в Сбер с нового устройства) — нелучшая идея. Тем более, я сам бывший сотрудник Сбера, мог бы догадаться о возможных степенях защиты.
P. S.
Так что будьте аккуратны, друзья! Перед поездкой за рубеж рекомендую всем сходить в отделение банка и обновить своё кодовое слово!
UPD:
Как можно увидеть в комментариях, бот Сбера предложил написать им на почту. Отправил письмо в 01:00 по МСК. В 11:14 по МСК мне позвонили с номера +7 495 771 39 55 (определить номера Tinkoff подписал этот номер как «Уведомления от банков. Мошенники могут использовать номер»). Сотрудник Сбера представился и задал мне N-ое количество вопросов, ответ на который я мог дать (в отличии от кодового слова, которое я задал ≈ 11 лет назад). Естественно, я понимал, что могут позвонить мошенники и осознавал, какие данные можно сообщить оператору, а какие нет. В итоге, мои ответы совпали с информацией, которая была у оператора и мне сообщили, что доступ к СберБанку Онлайн будет разблокирован в течение 5 минут, что, собственно, и произошло.