Внедрение ERP системы на предприятии. Как выбрать компанию-интегратора и не прогадать?
На основе опыта основателей BOBDAY расскажем о ключевых требованиях к специалистам, которые являются критическими при выборе компании по внедрению ERP на предприятии.
Если мы зададим вопрос любому клиенту о том, каким образом он отбирает специалистов, то, скорее всего, он назовет полный или частичный перечень того, что входит в стандартный список. Клиент будет искренне считать, что на данный список требований и нужно опираться при отборе подрядчика. Однако даже несколько наводящих вопросов могут пошатнуть его уверенность, а скорее всего разрушат его миф.
Простой анализ показывает, что изначальные требования клиента никоим образом прямо не говорят о том, что компания-подрядчик способна обеспечивать то, ради чего ее нанимают. Например, есть масса компаний, которые работают на рынке десятилетия, а значит, имеют большой опыт и даже свою отработанную специализацию, но при этом внедрение erp систем с их помощью не только не решает проблем предприятия, но и может увеличивать их.
И чем хуже ситуация на рынке предложения, тем больше будет таких «опытных» компаний с большим количеством наработок и проектов. А рынок ERP систем явно не перенасыщен отличными специалистами, чтобы вытеснять слабые и непрофессиональные компании по внедрению ERP. Более того для того, чтобы непрофессиональные компании с большим опытом уходили с рынка, нужен и определенный уровень ясности у самих клиентов, чтобы уметь отделять специалистов от дилетантов. С этим на рынке также существует проблема.
Какие требования к специалистам компании по внедрению ERP мы встречаем в рынке
1. Время работы на рынке. Опыт внедрения ERP систем
Согласимся, что чем больше компания занимается внедрением ERP систем, тем больше вероятность успешного внедрения.
Если некоторые программные продукты, например, CRM-системы для небольшой компании при большом желании реально внедрить даже без специалиста или с его минимальным участием, то ERP-система без опытных специалистов останется очередной «невостребованной коробкой». Сложность программных продуктов этого семейства обусловлена сложностью задач, которые перед ними ставятся. Единая база данных, интеграция с другими программами, многие другие нюансы работы невозможно настроить без участия профессионалов.
Однако, вопрос в том, что подразумевать под опытом. Если опыт — это время работы на рынке или количество решенных задач, то далеко не факт, что этот опыт что-то дает, а иногда играет и в минус. Дело в том, что компании, которые давно на рынке, также давно выработали свою методологию, которую отработали и закрепили в своей внутренней системе. Говоря проще, каждый раз они просто обкатывают одну и ту же схему, не привнося в нее ничего нового. Получается, что чем дольше такая компания работает на рынке, тем “древнее” ее методы работы. Важен не опыт, а интенсивность развития компании. И если компания постоянно совершенствуется и адаптирует свои технологии, вот тогда опыт играет в плюс.
Резюме: спрашивайте не об опыте, а об изменениях в технологии в течение данного отрезка времени и их интенсивность. Иногда небольшая компания может достичь намного большего за один год, чем крупные корпорации не достигнут и за десять.
2. Отраслевая специализация. Опыт настройки ERP систем в данной отрасли
ERP система — это не ключ от всех дверей и не швейцарский нож. Так же как и остальные системы, ERP-системы могут иметь специфику и отраслевую принадлежность. То есть если компания занимается продажей, а не производством, то ERP следует брать прежде всего для продаж. То же самое касается модулей. Это действительно важно.
Считается, что чем больше компания, тем больше у нее работы, а значит, и опыта. В теории да, но на практике возникают минусы, связанные с отрицательным влиянием размера компании на качество ее услуг.
3. Размер ИТ компании-интегратора
Считается, что чем больше компания, тем больше у нее работы, а значит, и опыта. В теории да, но на практике возникают минусы, связанные с отрицательным влиянием размера компании на качество ее услуг.
4. Большое количество реализованных проектов внедрения ERP
Считается, что чем больше выполненных проектов внедрения ERP, тем выше уровень. В теории да, но на практике нужно выяснять, получен ли тот эффект, который ожидал заказчик и доволен ли он соотношением цена-результат. Зачастую компания реализует просто типовые проекты, которые могут дать частичный результат, а могут нет. Для этого мы предоставляем нашим потенциальным заказчикам референсы от наших текущих клиентов. Делаем с ними совместные доклады о полученных эффектах на отраслевых конференциях, проводим вебинары.
Наше видение требований к специалистам компании по внедрению ERP
1. Наличие у специалистов компетенций в области разработки бизнес-процессов
Важно, чтобы специалист по внедрению глубоко понимал не только особенности программного продукта, но также имел достаточно широкий перечень знаний в сфере бизнеса, так как для настройки работы бухгалтерии необходимо понимание того, как и с чем работает бухгалтер. Для внедрения ERP на складе нужны знания организации бизнес-процессов складского учета. А потому здесь особенно важен уровень знаний и понимание бизнес-процессов компании архитектором ит-системы.
2. Способность не только разработать, но и внедрить индивидуальное решение под конкретное предприятие и его задачи
Зачастую компании используют шаблонные пакеты, которые внедряются, но далеко не всегда заточены под решение проблем и под внутреннюю структуру (процессы) конкретной компании. В итоге работа выполнена, но проблемы остались нерешенными. Создается иллюзия решения. Но для индивидуальной работы требуется соблюдение следующего пункта. Соответственно, ключевой вопрос — каким образом обеспечивается и создается данное индивидуальное решение, а также что такое «индивидуальное» в понимании исполнителя?
3. Наличие определенной методологии ведения проекта внедрения ERP, которая сфокусирована на решении задачи, а не внедрении шаблонов
Данный пункт является основным, т.к. он определяет и цели, которые достигает компания за счет внедрения ERP, и то, будут ли эти цели достигнуты. Соответственно, вопрос, который должен задать клиент:
Покажите и расскажите мне вашу технологию работы внедрения ERP и поясните, за счет чего она обеспечивает результат?
4. Наличие компетенций у специалистов, которые будут обеспечивать внедрение ERP
Компания может иметь красивый сайт и большой штат дорогих специалистов, но это все неважно, т.к. результативность внедрения 1C:ERP будет зависеть не от большого штата и уровня компании, а от конкретного специалиста, который будет заниматься внедрением. Соответственно, ключевой вопрос:
Покажите мне компетенции и опыт того, кто будет вести нашу компанию
5. Что является результатом внедрения ERP: “За что платит клиент?”
Это один из немаловажных вопросов, а именно: “За что отвечает компания?” Компания может отвечать за внедрение того, что указано в Техническом задании на внедрение ERP системы. Или компания может отвечать за то, что данное внедрение позволит решить те проблемы, которые указаны в целевой задаче. А это две принципиально большие разницы. Вариантов много.
Отличительные черты нашей компании и ее подхода к внедрению ERP
— Знание специфики управления бизнесом на более высоком уровне, чем конкуренты
Одна из ключевых компетенций, которая отсутствует у большинства специалистов конкурирующих компаний — это опыт управления бизнесом. Дело в том, что компетенции можно разделить на два типа (грубо): узкая специализация и управление бизнесом (менеджмент, командообразование, стратегия развития компании и т.п.).
Программист никогда не будет глубоко понимать то, какие проблемы могут возникнуть при расширении бизнеса, т.к. в его опыте отсутствует фактор принятия управленческих решений. Соответственно, профессиональный опыт такого специалиста не позволяет смотреть на принимаемые решения стратегически, глобально и просчитывать последствия данных решений. Он будет смотреть на ситуацию и вырабатывать решения с точки зрения узкозаточенного специалиста, который видел компанию только глазами наемного сотрудника. Но в вопросе разработке концепции ERP систем, которые по умолчанию должны решать стратегические задачи, требуется взгляд управленца, а не “программиста”. Именно этот взгляд управленца позволяет не только задавать правильные вопросы, но и пояснять последствия предложений и решений самого заказчика.
Наши специалисты — это люди, которые имеют компетенции управленцев. Их видение не стеснено рамками наемного сотрудника, а потому они могут говорить с представителями заказчика на одном уровне, что позволяет не подстраиваться под клиента, а предостерегать от решений, которые уводят от достижения целей или нанесет вред компании.
— Высокий уровень отраслевой экспертизы с подтвержденным успешным опытом
Наличие подтвержденного положительного опыта в сферах ритейла, дистрибуции, пищевых и агро производств, холдингах.
— Отказ от типовых решений в пользу индивидуальных
Не применяем типовые решения, всегда затачиваем ERP систему под потребности и особенности бизнеса заказчика. — Серьезный практический опыт специалистов в сфере ИТ и Управлении проектами, который позволил разработать свою уникальную технологию управления проектами. Наши конкуренты могут быть неплохо подкованы в навыках автоматизации, но, как правило, не обладают такими компетенциями, как «управление проектами», «управление коммуникациями», «риск-менеджмент». Но именно данные компетенции позволяют нашим специалистам не просто внедрять пакетные решения, а обеспечивать решение задач компании с помощью ERP систем.
— Полезный эффект уже на старте проекта внедрения ERP.
Используем авторскую методологию управления проектами, которая была «обкатана» на проектах в «Магните». Уже после 1-го месяца работы клиент получает результат, который может применять в своей деятельности. Как результат – плавный переход без потери производительности.
— Консалтинговый подход, когда мы рекомендуем, а не просто реализуем пожелания
В ряде случаях можем сэкономить заказчику большую сумму денег, сказав, что ему сейчас не нужна эта система и она может ему понадобиться, скажем, через год. Разумеется, во время обсуждения задач мы демонстрируем знание специфики бизнеса, понимание бизнес-процессов, что позволяет клиентам принять объективное решение о сотрудничестве с нами, а не полагаться лишь на красивые обещания или рекомендации.
— Постоянно на связи
Находимся постоянно на связи с ключевыми пользователями, регулярно информируем о ходе проекта, и оперативно меняем как тактику, так и стратегию, если меняются обстоятельства, появляется новая информация или дополнительные пожелания (задачи) клиента.
Заключение
Надеемся, что статья оказалась для вас полезной и убережет вас от негативных сторон внедрения ERP систем.
В самой команде проекта выделяют 3 роли - Руководитель проекта, разработчик и консультант. Подробнее о ролях и о нашем методе управления проектом можно узнать здесь https://www.youtube.com/watch?v=kNfSA7YaFDE&t=2s
Спасибо за материал, если есть возможность, напишите пожалуйста, какие специалисты должны входить в команду внедрения ERP?