Как я повысила доход с помощью приоритизации гипотез
И как переложить этот подход на ваши цели. Фреймворк ICE-score в обычной жизни.
Меня зовут Настя Полякова. Сейчас я отвечаю за маркетинг в небольшой европейской компании. Еще я учусь на коуча и веду свой канал про work-life balance.
До этого я 2 года отвечала за контент-маркетинг в skillsetter, онлайн-курсах по IT-профессиям, и много что подхватила для себя из продакт-менеджмента. В том, числе фреймворк ICE-score.
В этой статье я расскажу, что это за фреймворк и как его использовать в обычной жизни. Все — на моем примере.
А в конце дам ссылку на шаблон, который вы можете использовать для приоритизации своих гипотез.
Дисклеймер:
1. Я буду рассказывать про подход на примере своей цели. Ваши цели могут совершенно отличаться от моих, это нормально. Подход можно переложить на другие цели.
2. Я адаптировала подход к обычной жизни — упростила его и добавила парочку коучинговых техник. Не кидайтесь в меня гнилыми помидорами за то, что подход отличается от оригинального.
Кратко про ICE-score
ICE-score — подход к приоритизации гипотез, который учитывает три критерия:
Каждая гипотеза оценивается по этим критериям -> подсчитывается средняя оценка по каждой гипотезе -> средняя оценка сортируется от большего к меньшему.
Подход подойдет, когда в голове каша, есть много вариантов, как прийти к цели, и непонятно, какие из них сработают.
Почему этот подход работает:
Мы разгружаем мозг -> в голове появляется больше идей;
Мы сверяем гипотезы с целью и прописываем конкретные критерии оценки -> это дает объективность в оценке;
Мы используем неочевидные ресурсы.
Кратко про меня
Для того, чтобы разбирать подход на моем примере, дам вам немного контекста.
В 2020-2021 я развивала практически с нуля контент-маркетинг в skillsetter.
В начале 2022 я, как и многие, потеряла работу.
Примерно в это же время я уехала из России, и не особо переживала по поводу денег. У меня была подушка безопасности, а на жизнь в Тбилиси в то время (в январе) нужно было не так много денег, как на жизнь в Питере.
За 2 года работы в стартапе и совмещения этого с учебой в магистратуре и подработками, я выгорела. Поэтому я просто работала по несколько часов в день и восстанавливалась. Заказы приходили по нетворку.
К лету я уже достаточно отдохнула и стала задумываться, а что делать дальше. На фрилансе я начала многое делать руками: делала тексты для лендингов и интерфейсов, продвигала тг-каналы. Мне это не нравилось.
Я сформулировала, чего хочу, но в моей голове была каша. Много идей и много страхов. Непонятно, куда направлять энергию и время.
Приоритизация помогла мне превратить кашу в структуру -> выбрать те действия, которые помогут достичь цель -> получить результат. Именно про это я вам и расскажу.
Примерно так выглядел процесс:
Дальше мы пройдемся по каждому шагу на примере моей истории.
Шаг 1. Фиксация цели
Важно правильно выбрать и зафиксировать цель, так как с целью мы потом будем сверяться, когда будем оценивать гипотезы.
Я для этого использую постановку цели по SMART. Не буду нудить и рассказывать про это подробно. Подход классный, но о нем уже много кто писал и говорил. Поэтому если вы не слышали про SMART, то загуглите :)
Предлагаю просто разобрать тут мою цель.
Понятен результат, понятны сроки, понятно зачем цель нужна, эта цель для меня реалистична. Я не ставлю цель сразу зарабатывать $10к, я ставлю вполне осязаемую цель.
Шаг 2. Поиск ресурсов
Дальше стоит выписать, какие у вас есть ресурсы. Это может быть все, что может помочь в достижении цели: навыки, знакомства, интересы, деньги, время, доступ к знаниям и т.д.
Этого шага нет в классическом ICE-score, но тем не менее, он важен. Потому что гипотез по достижению цели обычно набирается штук 5-7. Этого мало. Когда мы понимаем наши ресурсы, гипотез можно найти больше.
Например, из моих интересов появились гипотезы, что я могу зарабатывать на организации нетворкингов или проведении коуч-сессий.
Важно не обесценивать свои ресурсы. В моменте может казаться, что какой-то ресурс бесполезен для вашей цели. Но это не так.
Например, у меня есть интерес к коучингу.
Кажется, что нет смысла выписывать этот ресурс. Если я начну сейчас проводить коуч-сессии, то не получится на этом сразу зарабатывать $2500.
Но возможно этот ресурс ляжет в основу другой гипотезы. Например, можно совместить интерес к коучингу и навыки контент-продакшена, чтобы запустить какой-то коучинговый контент-продукт.
Шаг 3. Генерация гипотез
В идеале набрать хотя бы 10 гипотез. В первую очередь в нашей голове всплывают очевидные и простые для мозга решения. Не всегда они эффективные.
Когда я только начинала работать на менеджерской позиции, нужно было принимать много решений, и я часто выбирала не самые лучшие. Потом мой менеджер рассказывал мне, а что еще можно было сделать. Мне казалось, что он супер-человек, а это просто была связка насмотренность + поиск дополнительных решений.
Когда тебе нужно решить какую-то проблему, не бери первое пришедшее в голову решение. Каждый раз подумай хотя бы минут 5, а какие еще есть варианты.
Чтобы сгенерировать побольше гипотез, предлагаю сделать три действия: разгрузить голову, проанализировать ресурсы и попросить обратную связь.
1. Разгрузить голову
Сначала можно выписать все, что первым приходит в голову. Это поможет разгрузить голову и освободить там место под новые идеи. Выписывайте и то, что кажется нереалистичным, и то, что кажется слишком сложным.
В продакт-менеджменте часто выписывают гипотезы по шаблону: если мы сделаем то-то, то метрика такая-то поменяется на столько-то. Тут это излишнее усложнение, пишите в свободной форме. Главное, чтобы было понятно, что нужно сделать.
2. Проанализировать ресурсы
Дальше нужно пойти по каждому ресурсу и подумать, как можно его использовать для достижения цели. Также можно пробовать совместить несколько ресурсов в одной гипотезе, как сделала я с гипотезой про коучинговый контент-продукт.
В моем случае, один из сильных ресурсов — нетворкинг. Бывшие коллеги, которые все сейчас работают в разных классных компаниях. Внешние эксперты, с которыми я много работала.
3. Попросить обратную связь
В идеале обсудить свои гипотезы с кем-то, кто вас хорошо знает. Эти люди часто видят то, что не видим мы. Они видят наши сильные стороны и ресурсы со стороны.
Я обсуждала свои гипотезы с парнем и мастермайнд-группой. В итоге ребята мне дали еще несколько идей, о которых я вообще не задумывалась. Причём это были гипотезы, которые вызывают противненькое ощущение страха внутри. Неудивительно, что я о них не задумывалась 😄
Шаг 4. Оценка гипотез
Перед оценкой гипотез важно определиться с критериями, шкалой измерения и характеристиками каждой оценки. Это то, что даст объективность.
1. Критерии
В ICE-score используются критерии Impact, Confidence and Ease, но при необходимости вы можете убирать или добавлять критерии.
Подробно про каждый критерий ICE-score можно прочитать в статье про приоритизацию гипотез, которую мы делали в skillsetter. Классная статья получилась.
2. Шкала оценки
Чем выше градация баллов, тем сложнее подход. Ведь для каждой оценки нужно определить свои характеристики.
В изначальном варианте ICE-score можно встретить оценку по 10-бальной шкале.
В моем случае, это усложнение. Я не рискую большими бюджетами или затратами ресурсов команды разработки. Поэтому я выбрала 3-бальную шкалу.
Если какой-то критерий имеет большее значение, чем другие, то можно сделать ему другую шкалу измерения. Например, если бы для меня важнее всего была легкость реализации, я могла бы для нее сделать 6-бальную шкалу вместо 3-бальной.
3. Характеристика оценки
Для каждой оценки нужно дать свою характеристику. То есть, нужно понять, что значит оценка 3, а что значит оценка 1.
Характеристики нужно определять относительно цели. Например, если моя цель за месяц выйти на ежемесячный доход $2500, и у меня не очень много свободного времени на тест гипотез, то характеристики будут выглядеть примерно так:
Когда с критериями, шкалой измерения и характеристиками все понятно, можно приступать к оценке гипотез. Тут есть 2 момента:
- Проставляем оценки, основываясь на характеристиках, а не собственном отношении к гипотезам;
- Если характеристики недостаточно точные, чтобы определить оценку, дополняем их.
Шаг 5. Приоритизация
Когда оценки проставлены, нужно посчитать среднюю оценку по каждой гипотезе. В моем шаблоне это происходит автоматически (ссылку дам в конце статьи).
После этого можно отфильтровать гипотезы от большего к меньшему, и понять, что стоит попробовать в первую очередь.
В моем случае сработала гипотеза с самой высокой оценкой. Я рассказала клиенту, которому помогала с контент-продакшеном и развитием линкедина, свой текущий контекст и предложила расширенный вариант сотрудничества. Через какое-то время мы согласовали условия и начали работать.
Шаг 6. Планирование и тестирование
Таблица не будет работать, если не начать тестировать гипотезы.
Если на работе у нас есть дедлайны, которые мы не можем нарушить, если там от нас зависит много еще чего, то в жизни гораздо проще сдаться и забить.
Поэтому с таблицей нужно работать как с рабочей: проставлять статус и сроки, апдейтить информацию, выполнять то, что запланировано.
Итог
Если в голове хаос, лучше сначала его структурировать. Часто в этом может помочь ICE-score.
Вот ссылка на пост с шаблоном. Сохраняйте к себе.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и шерьте ее со своими друзьями ❤
Сейчас я отвечаю за оперейшенсА я респонсибл за операционку. Будем знакомы )
Похожий подход используем для гипотез, только по 6 критериям расчитываем приоритет:
ВЛОЖЕНИЯ
- Времязатраты (срок реализации)
- Бюджет (прямые денежные затраты)
- Сотрудники (количество и уровень сотрудников, нужных для реализации)
ОТДАЧА
- Рост дохода (потенциальное влияение на доход)
- Отклик (время, когда ожидается первый эффект)
- Эффект (длительность эффекта - от разового до вечного)
Для каждого критерия так же как у вас бальная система с последующим расчетом общего значения приоритета.