Чем занимается дата-журналист в финтех-компании
Дата-журналист — это молодая профессия на стыке аналитики, дизайна и журналистики. Задача специалиста — превращать сухие цифры в понятные для читателя истории о людях, событиях и проблемах. Сейчас люди этой профессии работают не только в редакциях, но и в коммерческих компаниях. В Точке тоже недавно появился свой дата-журналист — Юлия Криган. В этой статье она рассказывает, чем занимается в финтех-компании, и какое у профессии будущее.
Как я стала дата-журналистом
По первому образованию я аналитик — в 2017 году окончила Финансовый университет при Правительстве РФ. Этой профессии посвятила два года, пока не осознала, что работа только с цифрами скучна для меня — хотелось больше творчества. Это я восполняла, обучаясь графическому дизайну на онлайн-курсах и стажировках. Я и раньше интересовалась этим направлением, но после двух лет в аналитике решила рискнуть и кардинально сменить сферу деятельности. В итоге перешла на работу в другую московскую компанию, но уже на должность графического дизайнера.
В эпоху моего дизайнерства я занималась оформлением презентаций и корпоративных соцсетей, создавала креативы к рекламным кампаниям, осваивала UX-дизайн. Но моя дизайнерская карьера завершилась, когда поняла, что соскучилась по работе с цифрами.
В поисках профессии, где можно соединить аналитические и дизайнерские навыки, я набрела на дата-журналистику — относительно новое для России направление, диплом по которому можно получить только в Высшей школе экономики. Туда я и попробовала поступить в магистратуру на направление «Журналистика данных». Попробовала — потому что с первого раза мне не хватило всего одного балла до проходного на бюджет.
Весь следующий год я самостоятельно изучала это направление, ходила на курсы и хакатоны. В итоге в 2019 году стала студенткой ВШЭ, и уже со второго курса начала работать по специальности: сначала в дата-отделе РБК, потом — в отделе расследований и спецрепортажей РИА Новостей. После окончания магистратуры сама начала преподавать в ВШЭ визуализацию данных.
Как FMCG компании снижают использование первичного пластика – графики Юлии для курсовой работы на первом курсе ВШЭ. По данным на 2019 год, доля переработанного пластика в упаковках таких компаний редко превышает 10%
Из редакции в финтех
Сегодня дата-отделы работают во многих крупных мировых изданиях — The New York Times, The Washington Post, Financial Times, The Guardian, Pudding и так далее. В России же дата-журналистика пока не так распространена, как за рубежом, поэтому такие отделы есть далеко не во всех редакциях. Сейчас специалисты по визуализации данных работают в ТАСС, РБК, «Тинькофф Журнале» и нескольких других СМИ.
Специалистов в этой сфере тоже не так много — меньше 50 человек по всей России. Большинство из них — это выпускники направления «Журналистика данных» ВШЭ, которое появилось около десяти лет назад. А вакансий в редакциях, связанных с визуализацией данных, — и того меньше.
Зато сейчас всё больше коммерческих компаний приходят к тому, что в штате нужен свой дата-журналист — это я вижу по сообщениям в профессиональных чатах, в которых коллеги делятся интересными вакансиями.
На мой взгляд, это связано с тем, что в крупных компаниях есть много данных, которые нужно переработать для внутреннего пользования или для демонстрации во внешний мир. Так получилось и с Точкой — компанией, в которой я работаю последние полгода.
Отличия редакции и финтех-компании
В СМИ моя работа была завязана на постоянном взаимодействии с журналистами, с которыми мы готовили материал. Обычно это выглядело так: кто-то из нас предлагал идею. Например — изучить декларации о доходах депутатов и на их основе составить портрет среднестатического парламентария. Затем мы формулировали вопросы и гипотезы, которые будем тестировать в ходе исследования. Далее я собирала данные, анализировала и находила в них истории и инсайты, которые будут интересны аудитории издания.
На последнем этапе подключался информационный дизайнер — человек, который красиво упаковывал наши данные в стиле СМИ или проекта.
Для материала «Чем богаты депутаты-2021: самые важные факты о новой Госдуме» Юлия вместе с редакцией РБК проанализировала 450 деклараций депутатов Госдумы VIII созыва. Среднестатистический депутат Думы текущего созыва – мужчина 53 лет
На бедность и болезни жалуется половина пожилых в России. Графики из материала Юлии для РИА Новостей
Если в СМИ я работала с данными из открытых источников (или с информацией, которую получала по запросу от разных ведомств), то в Точке могу использовать материалы, хранящиеся в базах компании. А это огромное количество историй про бизнес.
Нет данных — нет истории.
А ещё в компании нужно постоянно держать в голове, что какие-то цифры могут быть частью коммерческой тайны, поэтому нужно сто раз подумать, прежде чем выносить их в мир.
Проекты для дата-журналиста в финтех-компании
Моя задача в Точке — сделать так, чтобы данные, которые есть у компании, не просто лежали в таблицах, а помогали людям узнавать новое и отслеживать интересные тренды. Точка обслуживает более 500 тыс. предпринимателей, это позволяет нам делать бизнес-исследования, релевантные для всего рынка.
В компании над одним исследованием работает целая команда: дата-журналист, два аналитика, дизайнеры и пиарщики, которые оформляют материал в пресс-релиз и продвигают его в СМИ.
Первое исследование, к которому я подключилась в Точке, было про всплеск популярности рекламных платформ Telegram и «ВКонтакте» на фоне запрета Meta*. Мы проанализировали траты наших клиентов на рекламу и увидели, что бюджеты в Telegram в марте-июне этого года увеличились в шесть раз, а во «ВКонтакте» — в полтора раза по сравнению с прошлым годом.
Наше открытие наделало много шума в медиа — про исследование писали федеральные СМИ: «Коммерсант», ТАСС, Sostav, Adindex, INС и другие издания. А ещё эта новость прошлась по крупными telegram-каналам, например — «Раньше всех, ну почти», «Код Дурова», Breaking Trends.
Когда уже, казалось, новость ушла из повестки, нас пригласили на прямой эфир РБК-ТВ, чтобы поподробнее рассказать о трендах, которые мы увидели.
Какие компетенции должны быть у дата-журналиста
В отличие от обычных журналистов, среди которых больше гуманитариев, дата-журналист — это в большей степени техническая специальность. Поэтому здесь нужен аналитический склад ума, логическое мышление и любовь к цифрам.
В вакансиях на должность дата-журналиста (HeadHunter) в список требований обычно входит умение работать с таблицами, большим объёмом данных, а также владение графическими редакторами.
Дата-журналист в финтех-компании не только собирает, обрабатывает и переносит данные на графики. Его работа помогает бренду продемонстрировать, что у компании есть экспертиза в определенных вопросах. Например, в Точке — это всё, что связано с трендами в мире бизнеса (обороты компаний, валютные платежи, в каких сферах чаще всего регистрируют бизнес, и так далее).
Сейчас российские компании медленно, но верно идут в сторону работы с накопленными данными, а без специалиста в этой сфере здесь не обойтись. Недавно РБК-Тренды составили топ-100 профессий будущего — дата-журналист занял 18-е место, поэтому, предполагаю, что через 10-20 лет специалисты этой сферы будут нужны если не каждой, то большинству крупных компании в стране.
* Организация Meta Platforms Inc. (соцсети Facebook, Instagram) признана экстремистской, её деятельность запрещена на территории РФ.
"Например — изучить декларации о доходах депутатов и на их основе составить портрет среднестатического парламентария."
Изучение информации по официальным декларациям и постройка анализа на этих данных? Блестяще. Именно такая журналистка нам нужна.
Никакой ссылки на ТГ не будет.?)
А какие вам бы пригодились? 🤔
Комментарий недоступен
Это шутка юмора
Круто, что у вас есть такой специалист как Юлия. Это ведь сколько инфоповодов можно сгенерить на ровном (ну почти) месте!
Нам бы в маркетинг тоже такого специалиста.. задумалась теперь, не открыть ли вакансию.